Персоналия: Анохин

Персона
Фамилия:Анохин
Имя и отчество / Имя:Андрей Викторович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1869
Дата смерти (год, месяц, день):1931
Другие места учебы:

Бийская церковно-приходская школа

 Бийское катехизаторское училище

Московское Синодальное училище - 1984

Петербургская придворная певческая капелла - 1895-1897


Очерк

Анохин Андрей Викторович (1869-1931)[1] – этнограф, фольклорист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, основоположник алтайской профессиональной музыкальной культуры европейского типа. Он родился в селе Правые Ламки Моршанского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье, в начале 70-х гг. поселившейся в Бийске. Анохин окончил местную церковно-приходскую школу, Бийское катехизаторское училище[2], учился в Московском Синодальном училище (1984) и в Петербургской Придворной певческой капелле (1895-1897). Финансирование обучения в Синодальном училище и Певческой капелле обеспечила Томская епархия на условиях последующей работы Анохина в церковных учреждениях Томска сроком не менее 5 лет. После окончания учебы Анохин приехал в Томск, работал здесь до 1917 г. регентом Троицкого кафедрального собора и преподавателем музыкальных дисциплин в школах. За участие в революционных событиях 1905 г. год провел в ссылке в Белоцарске (ныне г. Кызыл).

   С 1917 г. начался алтайский период жизни и деятельности Анохина: 1917-1920 –  с. Чемал, 1920-1926 гг. –  Барнаул, 1926-1929 – Улала (сейчас Горно-Алтайск), 1929-1931- с. Чемал. Он работал учителем в школах, организовал этнографические экспедиции, писал музыку, выступал с любительскими исполнительскими коллективами.

   Анохин – один из крупнейших русских этнографов XX  в. Он обследовал огромные территории Алтая, более всего – Горного Алтая, Тувы, Хакасии, Горной Шории, Северной Монголии, Приволжья, Урала. Его интересы как этнографа отличает широта охвата видов народной художественной деятельности и жанров музыкально-поэтического фольклора. В собранных им материалах эпические сказания, шаманские мистерии, песни, инструментальные наигрыши, буддийская храмовая музыка, художественный орнамент, предметы быта, тексты заговоров, пословицы и др. Расшифровку мелодий отличает большая тщательность. А. вводил дополнительные обозначения с тем, чтобы средствами линейной нотации возможно точнее передать специфику восточного мелоса. В фонограммархиве Анохина около 3000 записей мелодий сибирских народов.

    Этнографические экспедиции Анохина не ограничивались сбором материала, они содержали просветительский элемент: выставки, беседы, лекции, концерты.

   Анохину принадлежит ряд теоретических работ по вопросам фольклора: «Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов и шорцев», «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен», «Материалы по шаманизму у алтайцев» и др.

 Деятельность Анохина-этнографа получила широкое признание при жизни. В 1907 г. он стал членом Томского общества изучения Сибири, которым руководил Г. Н. Потанин. Он выступал с докладами на заседания ИРМО. Его «Материалы по шаманизму у алтайцев» переводились на европейские языки. Анохин избран членом-корреспондентом Центрального Бюро краеведения РСФСР (1929), избирался делегатом от Ойротской области на Всероссийскую конференцию тюркских народов Сибири (1931). В Улале он  организовал общество краеведов. В Горном Алтае Анохин создал краеведческий музей, был его первым директором.

    Композиторское творчество Анохина насчитывает около 100 произведений,  включает сольные и хоровые песни, сценические, вокально-инструментальные и инструментальные жанры. В его песнях отражены события революции 1905 г. («Узники», «Похороны»),  преобладает бытовая и лирическая тематика («Соловушко», «Березка»). Он отдал дань и песням-агиткам («В бой с книгой»). Особую группу составляют обработки алтайских народных песен и авторские песни на алтайские народные тексты («Золотое озеро», «Алтайская песня»).

   Анохин первым начал работу по созданию национальных вариантов музыкально-сценических жанров. «Талай-Хан» («Морской бог») – опыт опосредованного воплощения шаманского действа, «Хан-Эрлик» («Подземный бог») – первый пример национально-характерного решения оперы и балета.   Среди вокально-инструментальных сочинений Анохина наиболее значительна сюита «Хан-Алтай» для хора и струнного оркестра. Аногхин организовал исполнение этих произведений в Барнауле силами любителей.   

    Исполнительство составляло важную часть деятельности Анохина. Он был регентом церковного хора в Томске, оставил заметный след в развитии художественной самодеятельности. Организованный им большой хор из томских студентов, рабочих, представителей интеллигенции пел революционные песни; в 1920 г. в селе Чемал силами учителей и учеников он, впервые в Горном Алтае, поставил несколько оперных сцен (из «Русалки» Даргомыжского). В Барнауле Анохин руководил курсами хормейстеров при Рабоче-крестьянской консерватории, вел хор в педагогическом техникуме. Созданный им в Барнауле большой городской хор из учащихся школы III Интернационала, педагогического техникума, педагогов, слушателей партшколы, интеллигенции, выступал не только на Алтае, но и в других регионах Сибири.

   Единым пластом через всю жизнь Анохина проходит педагогическая деятельность. В школах Томска он преподавал музыкально-теоретические дисциплины и пение, в школах Алтая к ним добавились авторские курсы краеведения, этнографии, музыкальной археологии. В период с 1922 по 1926 г. Анохин организовал 5 этнографический экспедиций по Горному Алтаю с учащимися школы III Интернационала. Среди его учеников – С. Сыргашев, первый алтаец-хормейстер, В. Н. Никифоров – первый алтайский дирижер,  А. П. Новиков – крупный сибирский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

    Осн. труды: «Азиатская музыка тюркских и монгольских племен» - доклад; «Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов и шорцев» (доклад, 1908); Материалы по шаманству у алтайцев. – Ленинград, 1924.

 

    Лит: Хохолков В. Ф. Композитор А. В. Анохин – сказание об Алтае». – Горно-Алтайск, 1989. Хохолков В. Ф. Подвижник Сибири и Алтая // СМА – Новосибирск, 2005. – С.246-254; Головнева Н. И., Гусева Е. С. Музыкальная культура Республики Алтай // Музыкальная культура Сибири. Т. 3. – Новосибирск, 1997. – С. 302-306. Потапов Л. П.

А. В. Анохин как исследователь шаманства у алтайцев // Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988.

Н. И. Головнева

 

 



[1]  Сведения о жизни и деятельности Анохина, уточненные даты известны благодаря поистине подвижническому труду алтайского  композитора В. Ф. Хохолкова.

[2] Данное учебное заведение готовило кадры для Алтайской духовной миссии.

 



Персоналия / Произведение

Жанр / Персоналия

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Поделиться в социальной сети: