Музыкальный инструмент
Научное определение:
Орган- клавишно-духовой музыкальный инструмент
Индекс по ХЗ: 2.0000
Морфологическое описание инструмента:
Сорокатрехрегистровый электромеханический орган состоит из 3199 труб, воздухо-нагнетательного механизма и аппарата управления (кол-во мануалов, педаль, механизмы управления регистрами)
Эстетические представления, функции в культуре :
Музыкальный инструмент светской (концертной) и богослужебной (католической практики)
Название национальное: Топшуур
Научное определение:
Чашечная шейковая лютня с неделимыми шейкой и корпусом, с пальцевым способом звукоизвлечения
Индекс по ХЗ: 321.321-5
Морфологическое описание инструмента:
Инструмент выдалбливается из цельного куска кедра, дека кожаная (реже - деревянная). Две струны разной толщины традиционно изготавливались из конского волоса, в современных инструментах используется леска. Струны приподняты при помощи деревянной подставки.
Эстетические представления, функции в культуре :
"Значение инструмента проявляется в двух функциях: 1) сопровождение эпических сказаний кай чорчок, где топшуур как бы является конем сказителя, на котором кайчи совершает путешествие в мир эпических героев; 2) музицирование на топшууре связано с этикетной стороной общения, сопровождает беседу гостей" [Кондратьева, Сыченко 1990, с.84]
Название национальное: Шоор
Научное определение:
Класс: аэрофон
Одиночная продольная флейта без боковых отверстий
Индекс по ХЗ: 421.111.11
Морфологическое описание инструмента:
Изготавливается из высохшего полого стебля зонтичного растения балтырган / палтырган / малтырган из рода дудник или дягиль (лат. Angelica archangelica). Осенью, когда стебли растения высыхают и становятся жесткими, растение срезается, из него вырезается инструмент, длина которого определяется длиной вытянутой руки играющего. Узкий конец срезается прямо, широкий - наискось. Здесь же вырезается свистковое отверстие.
Практикуется также разовое изготовление инструмента аналогичным способом из сырого стебля летом. Звук на таком инструменте менее звонкий, он не хранится и после игры часто употребляется в пищу.
Эстетические представления, функции в культуре :
"По представлениям алтайцев, звучание шоора нравится хозяевам тайги, в силу чего наигрыши на шооре способствуют промысловой удаче" [Кондратьева, Сыченко 1990, с.83]
Название национальное: Икили
Научное определение:
чашечная шейковая лютня с неделимыми шейкой и корпусом, со смычковым способом звукоизвлечения
Индекс по ХЗ: 321.321-71
Эстетические представления, функции в культуре :
"Музицирование на икили сопровождает бытовое пение алтайцев. Строй инструмента, возможно, повлиял на формирование одного из наиболее распространенных мелодических типов песенной поэзии теленгитов и алтай-кижи" [Кондратьева, Сыченко 1990, с.84]
Название национальное: Хонхо
Научное определение:
Встряхиваемый идиофон
Индекс по ХЗ: 112.1
Морфологическое описание инструмента:
Металлический колокольчик с ручкой в форме полу-ваджры. Корпус украшен орнаментом в виде лепестков лотоса и других сакральных символов. Изготовлен из сплава цветных металлов.
Эстетические представления, функции в культуре :
В Ваджраяне инструмент символизирует мудрость праджня (санскр. prajñā). Колокольчик также символизирует женский аспект и держится в левой руке. Во время тантрических ритуальных практик используют совместно с ваджрой, которую держат правой. Рилбу является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств. Ручка колокольчика состоит из трех частей. Верхняя представляет собой полу-ваджру с пятью ребрами и символизирует ваджру-сознание. Ниже располагается корона, или ваджра-тело. И третья, самая нижняя часть ваджру-речь. Декор ручки завершает символическое изображение вазы бумпа [Scheidegger D. A. Tibetan Ritual Music: A General Survey with Special Reference to the Mindroling Tradition.
Этот музыкальный инструмент необходим для ритуала призывания мирных божеств (shiva) и накопления добродетелей (gyepa)
Научное определение:
Одиночный двусторонний закрытый песочно-часовой барабан с наклеенной перепонкой и двумя прикрепленными к корпусу инструмента бойками.
Индекс по ХЗ: 211.242.1-6
Морфологическое описание инструмента:
Согласно Д. Шейдеггеру, существуют две главные разновидности дамару – большой (da-chen ‘да[мару] большой’) и малый (da-chun ‘да[мару] малый’). В данной службе применяется второй вид инструмента. Его основу составляют две деревянные чаши, скрепленные друг с другом. На обе открытые стороны чаш натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также два ремешка, к которым прикреплены деревянные или костяные бойки, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента.
Эстетические представления, функции в культуре :
Тантрические дамару выполнялись из двух половинок черепов, принадлежащих ранее мужчине и женщине, что символизирует двойственность сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности [Scheidegger D. A. Tibetan Ritual Music: A General Survey with Special Reference to the Mindroling Tradition. Zurich: R. Hofmann, 1988. 165 p., с. 55]
Научное определение:
Маленькие вогнутые сосудо-клапперы
Индекс по ХЗ: 111.142
Морфологическое описание инструмента:
Две небольшие металлические тарелочки, соединенные кожаным ремешком, изготовлены из сплава цветных металлов.