Коллектив: Кафедра компьютеризации музыкальной деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Название (соврем.): | Кафедра компьютеризации музыкальной деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки |
---|---|
Дата создания: | 1985-01-01 |
Очерк
создана в 1985 г. в порядке эксперимента. В академической системе музыкального образования страны она была тогда первой и единственной. Идея ее создания многим казалась в то время неожиданной, хотя она подсказывалась стремительным развитием информационных технологий, активно проникавших в различные сферы научной и практической деятельности, в том числе в сферу музыкального искусства. Жизнь подтвердила своевременность такого начинания, поддержанного Министерством культуры СССР.
Мысль о кафедре компьютеризации постепенно оформилась в ходе проведения межнаучного семинара при консерватории, которым руководил доктор технических наук, профессор И. С. Ладенко. Несколько участников этого семинара впоследствии составили штатный костяк кафедры: В. М. Цеханский – кандидат психологических наук, он же первый заведующий, А. А. Устинов – инженер-акустик, В. В. Мазепус – математик, Л. В. Александрова – музыковед, Ю. И. Шейкин – фольклорист, В. Д. Мурин – звукорежиссер. На долю первого состава выпала нелегкая задача выработать на имеющейся весьма скромной материальной и технической базе принципиально новую концепцию. Ситуация осложнялась тем, что компьютерный парк в то время состоял исключительно из отечественных «Агатов», обладавших ограниченными возможностями, да и методология компьютерного образования представлялась лишь в самых общих чертах. Никаких инструкций и готовых программ на этот счет не было, все приходилось создавать с нуля. Основное внимание кафедры было направлено на выработку принципов взаимоотношений между компьютерной технологией и специфической областью ее применения в музыкальном вузе.
Тогда же на скромной базе «Агатов» по заказу Министерства культуры при участии Л. П. Робустовой, В. И. Полозова и А. А. Устинова были предприняты первые опыты создания демонстрационных программ по сольфеджио и музыкальному ритму.
Итогом начального периода становления кафедры можно считать оснащение терминального класса специальным оборудованием, организацию адаптированного учебного курса по информатике, а также издание двух научно-методических сборников статей: «ЭВМ и проблемы музыкальной науки» (1988), «ЭВМ и проблемы музыкального образования» (1989).
С 1989 по 1991 г. кафедрой руководил В. Г. Каган, доктор технических наук, профессор НЭТИ. К работе были привлечены новые сотрудники: кандидат технических наук В. П. Маркова, кандидат физико-математических наук Г. Н. Николаев, программист С. А. Чельдиев, инженер Е. В. Меньшиков, композитор Ю. П. Юкечев. Компетентность специалистов заметно повысила статус лекционных и практических занятий по информатике, включавших освоение электронного музыкального инструментария, а также навыков электронной композиции. Значительным событием этого короткого периода явилось проведение в 1990 г. первой международной научно-практической конференции «Электронная технология и музыкальное искусство» (руководитель А. П. Ментюков).
С 1991 по 1994 г. должность заведующего кафедрой занимал В. И. Гугучкин, кандидат технических наук, главный инженер завода «Экран», доцент. На педагогическую работу пришли новые сотрудники: С. А. Дьячков, Е. В. Титков, И. В. Успенский.
Первая половина 1990-х гг. для НГК – время тяжелых испытаний. Однако, несмотря на осложняющие обстоятельства, деятельность кафедры не приостанавливалась. Событием, в комплексе изменившим ее идеологические и методические установки, явилась кардинальная смена компьютерного парка: «Агаты» уступили место персональным компьютерам IBM PC. Научный же опыт, накопленный кафедрой за предыдущие годы, получил отражение в совместной монографии А. Ментюкова, А. Устинова, С. Чельдиева «Электроника. Музыка. Интонирование», изданной в 1993 г.
Очередной этап в жизни кафедры открывается с 1995 г. Он продолжается по сей день. Функции заведующего были возложены на кандидата искусствоведения, доцента А. П. Ментюкова. До 2000 г. в состав кафедры входили А. А. Устинов, Е. В. Комаров, В. А. Светличный, А. А. Конюхов. Начиная с 2001 г. произошли не только кадровые, но и структурные изменения. Отныне она стала именоваться кафедрой компьютеризации музыкальной деятельности. В ее состав вошли профессор, кандидат искусствоведения А. Г. Михайленко, старший преподаватель, кандидат искусствоведения А. Н. Жданова, дипломированный звукорежиссер Ю. Ю. Смоляков, инженер-программист А. Е. Гуренко, инженер ПК А. Ю. Шингарев, инженер-акустик А. А. Косолапов, преподаватель А. В. Ермолаева, переводчик Е. В. Тепеева.
Благодаря совместным усилиям специалистов разных профилей оказалось возможным решение целого ряда насущных проблем. Упорядочилась работа студии звукозаписи и видеостудии, консерватория оснастилась локальными сетями и высокоскоростным каналом связи Интернет, завершилась работа над Web-порталом НГК, окончательно была оформлена электронная страница (сайт) консерватории и почтовый сервер, разработаны дистанционные формы обучения, на постоянной основе сотрудниками кафедры ведется курс повышения квалификации.
Приоритетным направлением в деятельности кафедры была и остается учебная и научно-методическая работа. В соответствии с принятыми образовательными стандартами по заказу Министерства культуры А. П. Ментюковым и А. Г. Михайленко написаны две специализированные программы по курсу «Музыкальная информатика». В стадии завершения находится учебная программа «Основы электронной композиции» Ю. П. Юкечева. Программа рассчитана на композиторов. Наряду с перечисленным, сформированы элективные тематические курсы по выбору – «Звукорежиссура» и «Музыкальная акустика».
Пятидесятилетие Новосибирской консерватории кафедра компьютеризации встречает стабильным коллективом, в жизни которого немало проблем, но есть главное – ясная цель, определяемая задачами компьютерного образования музыкантов. Это гарантия того, что кафедра будет и впредь наращивать свой потенциал.
А. П. Ментюков