Музыкальный инструмент: Дамару
Морфологическое описание инструмента
Согласно Д. Шейдеггеру, существуют две главные разновидности дамару – большой (da-chen ‘да[мару] большой’) и малый (da-chun ‘да[мару] малый’). В данной службе применяется второй вид инструмента. Его основу составляют две деревянные чаши, скрепленные друг с другом. На обе открытые стороны чаш натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также два ремешка, к которым прикреплены деревянные или костяные бойки, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента.
Эстетические представления, функции в культуре
Тантрические дамару выполнялись из двух половинок черепов, принадлежащих ранее мужчине и женщине, что символизирует двойственность сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности [Scheidegger D. A. Tibetan Ritual Music: A General Survey with Special Reference to the Mindroling Tradition. Zurich: R. Hofmann, 1988. 165 p., с. 55]
Описание техники игры и исполнительских приемов
Инструмент держится в правой руке за прикрепленную к основанию инструмента петлю. Исполнитель совершает вращательные движения кистью руки в результате которых привязанные к ремешкам бойки совершают дробные удары по мембранам.