Источник: "Следы на снегу"

Источник
1480485380.jpg
Название русское:"Следы на снегу"

Аннотация

«Следы на снегу» – полнометражный документальный фильм о сибирском панк-роке второй половины 1980-х-начала 1990-х годов – феномене, оказавшем большое влияние на культурную и политическую жизнь страны того времени. Автор сценария и режиссер Владимир Козлов. Среди участников интервью – Роман Неумоев (гр. «Инструкция по выживанию»), Александр Кушнир, Сергей Летов, Сергей Фирсов, Артур Струков (гр. «Культурная революция»),Егор Летов, Константин Рябинов (гр. «Гражданская оборона»), Мирослав Немиров, Игорь Плотников, Александр Рожков, Валерий Мурзин, «Владимир Зюбян» (гр. «Бомж»), Александр Чиркин (гр. «Путти»), Евгений Кузнецов, Евгений Кокорин, Игорь Жевтун (гр. «Инструкция по выживанию»), Михаил Поздняков («гр. «Путти», «СПиД»), Кирилл Рыбьяков (гр. «Кооператив Ништяк»), Олег Сурусин (гр. «Флирт»), Вадим Кузьмин (гр. «Черный Лукич»), Олег Судаков «(Манагер»), Олег Тарасов (гр. «Берт»), Сергей Гурьев, Наталья Комарова (гр. «Комета»), Федор Фомин («Пищевые отходы»)

Фильм провозглашает об особой роли сибирского панк-рока, представленного, с одной стороны, гораздо большим числом групп, чем в столицах и на Урале, с другой, характеризующегося принципиальной антисоветской направленностью, жесточайшим противостоянием идеологическому контролю властей. «Неожиданно в СССР появился очень честный и очень пронзительный рок, действительно, как религия смерти, действительно, как нож в кармане… Для меня 90 процентов всего свердловского, московского, ленинградского рока, которым так гордятся критики, показалось искусственным и не стоящим ломаного гроша… Для меня это (сибирский рок) – квинтэссенция рока в первобытном виде» (А. Кушнир). «Жить в Сибири - можно много чего насочинять» (С. Фирсов), «Из-за того, что холодно, что большую часть сезона приходится сидеть дома, читать, углубляться в себя…» (А. Струков). «В Тюмени не было ни «Сайгона» (кафе в Питере), ни «Аромата» (кафе в Москве) – там не было тусовочного места… Но на квартирах я увидел такие вещи, такие концерты … Я впервые там услышал, как Рома Неумоев поет песню «Товарищ Горбачев». Я опешил, меня «накрыло»… Как тут-то всё здорово!», - Ник Рок-н-Ролл. «Сибирский панк … казался тотальной оппозицией сначала советской власти, а потом постепенно воцаряющейся демократии» (С. Гурьев). При этом: «Сибирские панки – это были люди интеллектуально развитые» (Н. Комарова), «Во всем мировом панке – два разных полюса. Это, наверно, калифорнийский панк и сибирский панк» (С. Гурьев), «Сама по себе эстетика (обязательный «гребень», «косуха», примерная манера игры на гитаре)  - это отрицалось, потому что это был протест, отказ» (О. Судаков), «Нас не интересовала атрибутика, нас интересовала именно суть этой музыки, ее авангардная суть, интеллектуальное начало… внешне по нам нельзя было сказать, что мы какие-то панки… у нас в Сибири вы  попробуйте всё это одеть – вы по улице пройдете метров сто…» (Р. Неумоев). Рассказана история появления групп «Гражданской обороны», «Инструкция по выживанию», «Бомж», «Путти», Янки Дягилевой, гонениях со стороны КГБ (что заканчивалось лечениями в психиатрических лечебницах и экстренными привлечениями в армейские ряды, отчислениями из учебных заведений, особенно в доперестроечный период). Звучит мысль об уникальном статусе Академгородка как о центре неформальной культуры, оазисе свободы даже в масштабах всей страны. Симптоматичны признания музыкантов-панков о неумении играть на инструментах, их нехватке («на все группы у нас было две самодельных гитары, сделанных на токарном станке», - Е. Кокорин), отсутствии аппаратуры, но наличии желании и т.н. «драйва». «По старым фотографиям сделали себе ирокезы, размазали морды гримом а` ля «Кисс»… Выбежали на сцену. На нас посмотрели, сразу звук убрали…После этого, где-то в течение месяца меня резко забирают в армию» «Вместо ревера - металлическая ванна, где микрофон прилепляли. Я туда голову засовывал и орал…» (Александр Чиркин, гр. «Путти»). Ценны подборки видеозаписей с концертов панк-музыки в т.н. «Пятерке» (корпус общежития НГУ) и др. (чаще подпольных) площадках города. Фильм повествует о записи композиций (на т.н. «ГрОб Рекордз» - домашней студии в квартире Е. Летова) и формировании андеграундной системы дистрибьюции магнитоальбомов (нелегальное распространение «бабин» с записями). «Сам себе продюсер, там себе режиссер, сам себе музыкант...» (И. Жевтун). «У потребителя, который сделал себе уже четвертую или пятую перезапись всё хрипело в динамиках и трещало…. и тем не менее сквозь этот хип люди воспринимали эту музыку» (Р. Неумоев). Очевидцы и участники панк-движения рассказывают о появлении рок-самиздата, в т.ч. московском журнале «Контркультура», который активно продвигал сибирский панк, «Тусовка», «Урлайт» (на примере последнего прослеживается процесс превращения ценностей бескорыстной  романтической революции в коммерцию и карьеризм). «После фестиваля … к нам подходили комсомольские функционеры из Свердловска (наверно те самые, которые возили по стране «Наутилус»). И они предложили мне также работать с ними. Но… У нас был совсем другой подход к музыке. Нас убивало, что за вечер нужно трижды играть одну и ту же программу. Для нас это было насколько неприемлемо…петь свои песни… личное откровение… и это откровение как-то тиражировать по три раза в день и на протяжении недели.. Я отказался» (А. Струков). Прослеживается история Фестиваля альтернативной леворадикальной музыки в Тюмени (июнь 1988), получивший название «Сибирский Вудсток» или «панк-Вудсток» (организатор Гузель Салаватова), московского фестиваля «Сырок», на которой состоялось выступление «Гражданской обороны» (декабрь 1988), наконец, путь трансформации панк-направления в другие русла рок-музыки или полного ухода панк-групп в связи с нарастанием коммерческих проявлений и формализации идей рок-музыки. «Рок-музыкант - в представлении моего брата - это бунтарь, революционер, властитель дум,  а не работник шоу-бизнеса и не официант. А в это время рок превратился, с моей точки зрения, именно в определенной степени «развлекуху»» (С. Летов)

Антипова Ю.В.



Источник / МКС категория

Поделиться в социальной сети: