Источник: «К вопросу о существовании российской джазовой школы»

Источник
Название русское:«К вопросу о существовании российской джазовой школы»
Тип источника:Электронный
Время создания:2008-10-02

Аннотация

«К вопросу о существовании российской джазовой школы» – доклад Романа Столяра. Подготовлен к симпозиуму, проведенному в рамках фестиваля «Сибирские джазовые игрища» (Новосибирск, 02-05.10.2008).

Р. Столяр поднимает вопросы, связанные с определением самобытности российской джазовой школы, на которой автор настаивает: как и в случаях с другими явлениями «инвариант, оказавшись вне «исторической родины», неизбежно искажается под воздействием социальных, культурных и эстетических установок общества, в которое он привнесён извне…». Анализируя стилевые процессы, происходящие в джазе в США и за их пределами, автор доказывает мысль о том, что направление фри-джаза предельно расширило границы джазовой музыки, что «явилось своеобразным сигналом для возникновения национальных школ, которые, взяв за основу внешние признаки основного русла, переложили его на свою почву, обогатили его чертами, в инварианте не содержащимися». Так возникли оригинальные традиции немецкого новоджазового крыла, азербайджанской джазовой школы и др. Опуская эстрадный джаз, резвившийся в России до 1960-х, Р. Столяр начинает  историю российского джаза с к. 1950-х – нач. 60-х гг. Среди специфических черт российской джаза автор указывает следующие:  отсутствие профессионального джазового обучения, оригинальность тематизма, многонациональность его истоков, сплетение американской, европейской и российской культур. Новый виток в развитии джаза в Росси Р. Столяр связывает с открытостью информационных источников в перестроечное и постперестроечное время.  Среди негативных факторов, проявивших себя в 1990-е гг., автор указывает на сокращение фестивального движения, сокращение джазовых концертов на филармонических сценах. «Джазовая жизнь ушла с концертных площадок в клубы, в которых на 90% звучит всё тот же мэйнстрим. Коммерчески выгодные проекты, в которых участвуют джазовые музыканты, как правило, компромиссны по своей сути и никакой возможности для реализации собственных идей не предоставляют. Отток джазовой молодёжи на Запад становится в последнее время чуть ли не нормой». Кроме того, джазовое образование в России целиком сосредоточено на мэйнстрим (т.е. джазе в его инвариантном виде), что ограничивает кругозор музыкантов. «Эта типично американская модель подготовки джазовых музыкантов, сконцентрированная на освоении фиксированных паттернов и не предусматривающая практического знакомства с другими музыкальными культурами, безусловно, в состоянии воспитать прекрасного исполнителя straight-ahead jazz, но при этом ограничивает его кругозор как музыканта. Тем более это печально, что такой образовательный шаблон прижился в стране, музыкальная культура которой исторически обладает невероятными богатствами в плане музыкального языка — начиная от фольклорных пластов и заканчивая русской композиторской школой — которые вполне могут дополнить словарный запас импровизатора и натолкнуть его на массу неординарных идей». Наиболее перспективной Р. Столяру видится  европейская модель джазового образования. Среди самобытных в творческом отношении российских коллективов он указывает на московское трио «Второе приближение», санкт-петербургское трио (Кондаков-Гайворонский-Волков) и Moscow Art Trio (Шилклопер-Альперин-Старостин).

Столяр Р. К вопросу о существовании российской джазовой школы. Эл. ресурс : http://www.jazz.ru/mag/414/theory.htm

 



Источник / МКС категория

Место создания (источник)

Поделиться в социальной сети: