Персоналия: Берлинский

Персона
1485433370.jpg
Фамилия:Берлинский
Имя и отчество / Имя:Павел Михайлович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1900-07-05
Дата рождения по старому стилю:1900-06-22
Дата смерти (год, месяц, день):1976-05-04

Очерк

Композитор посвятил более 15 лет своей деятельности развитию бурятской музыкальной академической культуры.

В Верхнеудинске (Улан-Удэ) он преподавал в музыкальной студии, выступал в концертах, записывал образцы фольклора (с 1929 года).  

По его инициативе открылся техникум искусств (1931), первый выпуск которого (в 1932 году) положил начало Бурятскому драматическому театру. Берлинский заведовал музыкальной частью театра, писал музыку к спектаклям, преподавал ф-но, дирижирование, музыкально-теоретические предметы. 

Ряд работ посвящен исследованию бурсткого и монгольского фольклора. Среди опусов Берлинского "Баир" - музыкальная драма на текст Г. Ц. Цыдынжапова и А. И. Шадаева, оритория "Их марка к свету" на текст Д. Дашинимаева, поэма, посвященная 25-летию Октября на слова Н. Балдано и Г. Ц. Цыдынжапова, ряд инструментальных пьес.

"Баир" был с успехом исполнен на 1 Декаде бурят-монгольского искусства в Москве (октябрь 1940). Композитор был награжден орденом "Знак Почета".

В 1941-1945 были созданы кантата "Алексендр Невский" на слова Ц. Галсанова, песни на тексты Х. Намсараева, Ц. Галсанова, К. Симонова, А. Суркова.

Берлинский воглавлял СК Бурятии в первые годы после его создания.

С 1946 года работал в Московском ин-те военных дирижеров.

 

Значение личности Павла Михайловича Берлинского (1900-1976) для музыкальной культуры Сибири трудно переоценить. Ему довелось стоять у истоков зарождения профессиональной композиторской школы Бурятии, стать одним из первых учителей будущих молодых национальных композиторов, исследователем национального фольклора и создателем первых ярких сочинений, основанных на материале, принадлежащем бурят-монгольской традиционной культуре. Сибиряк по рождению, (р.05.07.1900 в г.Иркутске), П. М. Берлинский окочил Ленинградскую консерваторию как пианист и композитор, Московскую – как дирижер, и с 1929 по 1946 гг. работал в Бурятии.

Композитор, пианист, педагог, дирижер, музыковед-исследователь и музыкальный критик, он внес весомый вклад в развитие музыкального искусства региона, остро нуждавшегося в то время в профессиональных кадрах. Глубинные взаимосвязи бурятской и русской культур давно стали весомым фактором развития искусства в регионе, оказали определенное влияние на становление образования, на формирование композиторских и исполнительских школ. П. М. Берлинский во многом взял на себя руководство музыкальной жизнью республики в сложный момент – в период становления профессиональной национальной музыкальной культуры. Этим подвижничеством он продолжил одну из лучших просветительских традиций, характерных для многих поколений российской интеллигенции в Сибири. Используя огромный опыт, накопленный русским музыкальным искусством, он стремился сделать эти знания достоянием культуры Бурятии. И масштаб его деятельности впечатляет.

При его участии были открыты музыкальная школа и Техникум искусств, основан Бурятский драматический театр. В русле развернувшегося в тот период масштабного исследования фольклора, он выступил в качестве одного из первых собирателей образцов традиционного искусства в ряде районов республики. Его перу принадлежат книга и статьи, посвященные анализу бурятского музыкального фольклора, а результаты его экспедиционных изысканий отразились в рукописи, содержащей около сотни оригинальных напевов. Он исследовал народный инструментарий, приемы вокальной «инструментовки», специфику интонационной основы напевов. П. М. Берлинский стал основателем Союза композиторов Бурятии, который возглавлял в 1940-1946 гг. Он много сделал для развития организации, в частности, именно он первым выявил и оценил талант будущих национальных авторов Д.Аюшеева и Б.Ямпилова и способствовал его развитию, нередко помогая им в первых композиторских опытах. Совместно с В.Морошкиным, Б.Ямпиловым, Д.Аюшеевым, Ж.Батуевым и композиторами-мелодистами А.Бардамовым, Ч.Гениновым, Н.Халбаевым председатель П. М. Берлинский составил костяк первого отделения СК на территории Сибирского региона.

Как знак сопричастности процессу становления национального композиторского творчества в республике появились новые опусы самого П. М. Берлинского – такие как музыкальная драма «Баир» (1940), написанная в совторстве с Б.Ямпиловым к драме А.Шадаева и Г.Цыдынжапова, музыка к пьесе «Жаргал» (1940) П.Маляревского, вокально-симфонические сочинения на тексты бурятских поэтов – оратория «Из мрака к свету» (1932, сл. Д.Дашинимаева), кантата «Александр Невский» (1942, сл.Ц.Галсанова), поэма к 25-летию Великого Октября (1942, сл. Н.Балдано и Г.Цыдынжапова), сочиинения для оркестра бурятских народных инструментов для различных камерных составов, а также песни и романсы на стихи ведущих национальных поэтов. Наиболее яркая сценическая судьба отличала драму «Баир», которая не только неоднократно ставилась на сцене местного театра, но и стала одним из произведений, прозвучавших в премьерных спектаклях первой Декады Бурят-Монгольского искусства в Москве (1940).

Бережное и чуткое отношение к бурятскому фольклору, проникновение в суть первоисточников, работа в тесной взаимосвязи с будущими исполнителями позволили композитору двигаться от редакции к редакции и в соответствии с возрастающими возможностями певцов все более насыщать сочинение музыкальным материалом. В результате были достигуты главные цели – успешное исполнение национальными певцами первого сочинения на основе национального сюжетного и интонационного материала и, - знакомство широкой аудитории с богатством бурятской музыкальной культуры.

Будучи заведующим музыкальной частью и главным дирижером драматического театра республики, П. М. Берлинский способствовал становлению театрального коллектива. Под его руководством состоялись многочисленные премьеры – от первой оперы «Энхэ-булат-батор» М.Фролова до постановки классических русских опер и балетов. Не ограничиваясь общим руководством, Берлинский выступил и в качестве дирижера, и в качестве педагога и концертмейстера для начинающих артистов и своей всесторонней помощью всецело способствовал интенсификации процессов освоения ими техники профессионального пения и искусства драматической игры.

За время пребывания в Бурятии он также постоянно выступал как концертирующий музыкант, преподавал хоровое пение, дирижирование, комплекс музыкально-теоретических предметов, вел класс скрипичного мастерства в имеющихся учебных заведениях Улан-Удэ. Искренняя, подвижническая деятельность на почве сибирской культуры принесла результаты, важные не только для бурятского музыкального искусства, но и для самого П. М. Берлинского. Обогатившись опытом традиционного знания, он сумел создать интересные музыкальные сочинения, ставшие заметным явлением и вписашие новую страницу в культуру Сибири. Связи с Бурятией не прерывались и после переезда П.М.Берлинского в Москву (в 1946 г.), что, в частности, выразилось в написании сочинений на тексты национальных поэтов. Работа в республике принесла титулы и награды: он стал Народным артистом Бурят-Монгольской АССР (1943), кавалером ордена «Знак почета».

Но Берлинский снискал благодарность многих видных бурятских музыкантов не только за свое профессиональное служение искусству. Есть фактор, который сложно измерить материальными результатами: несмотря на сложности работы, на неизбежные противоречия и непонимания, которые возникали в ходе трудной совместной деятельности, по воспоминаниям коллег и учеников П. М. Берлинский всегда оставался исключительно чутким, терпеливым, отзывчивым человеком и Учителем с большой буквы. Думается, в этом и коренился залог его большого успеха. Лучше всего сказал о нем знаменитый певец, корифей бурятской оперы Лхасаран Линховойн, вспоминая свои первые неуверенные шаги в театральном искусстве: «Он был для меня и педагогом по сольфеджио, каждую нотку мне вдалбливал, и за руку меня по сцене водил, мизансцены помогал устраивать, и каждую партию со мной заучивал, терпеливый, милый Павел Михайлович!»

В  числе публикаций:

  1. Берлинский П.М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-хурчи. – М, 1933. – 128 с: 53 нот.ил.
  2. Берлинский П.М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии. – Верхнеудинск, 1931. – 17 с.


Персоналия / Произведение

Творческое, научное, религиозное событие / Персоналия

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Персоналия / Награды

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Ученики

Поделиться в социальной сети: