Персоналия: Сенегин

Персона
Фамилия:Сенегин
Имя и отчество / Имя:Владимир Николаевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1952-09-28

Очерк

Владимир Николаевич Сенегин родился 28 сентября 1952 года в городке Сокол Вологодской области. <...>. Первыми детскими сочинениями В. Сенегина были песенки, к которым его отец – самодеятельный поэт – сложил стихи. С шести лет мальчик поступил в ДМШ в класс фортепиано, а затем некоторое время учился на двух отделениях, осваивая также скрипку. Сочинил много инструментальных пьес, с которыми выступал как композитор и исполнитель, о чём писали заметки в местной газете. В музыкальной школе его занятия по композиции некоторое время направляла пианистка О. Н. Криницкая. Затем В. Сенегин учился на фортепианном отделении в Вологодском музыкальном училище, самостоятельно продолжая свои композиторские опыты. На IV курсе его занятиями по композиции руководил М. Ш. Бонфельд.

После окончания музыкального училища В. Сенегин работал в музыкальной школе г. Никольска, служил в армии под Воркутой, а затем вновь работал в музыкальной школе в поселке Кадуй Вологодской области. Самостоятельно подготовившись к поступлению в вуз и написав новую сонату для фортепиано, в 1976 г. поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс композиции профессора Н. Н. Сидельникова (ученика Е. О. Месснера и Ю. А. Шапорина).

Помимо занятий композицией, В. Сенегин, начиная с III курса консерватории, осваивал технику игры на органе в рамках факультатива под руководством С. И. Бодюл, выступал в концерте её класса в Кишинёве. В тот период молодой композитор написал Фантазию для органа, которую крупнейший советский органист, профессор Л. И. Ройзман отметил как творческую удачу молодого автора. Учась на IV курсе, В. Сенегин в составе делегации студентов Московской консерватории посетил Польшу, где в Варшавской академии с успехом исполнял свою органную Фантазию.

В качестве дипломной работы в 1981 г. в Большом зале консерватории был представлен Концерт для фортепиано, сыгранный автором с оркестром Московской филармонии (дирижёр – заслуженный артист Украины В. Кожухарь). Позже, в 1987 г., композитором была сделана вторая редакция концерта, прозвучавшая спустя десять лет в его исполнении в Красноярске с оркестром Красноярской филармонии под управлением П. Грибанова.

С 1981 г. В. Н. Сенегин живёт и трудится в Красноярске, ведя разностороннюю деятельность. Будучи лектором-музыковедом Красноярской филармонии, за два с половиной года он провел около 300 концертов. Одновременно, работая преподавателем Красноярского государственного института искусств, вел семинар по современной музыке, занятия по курсу «чтение симфонических партитур». В 1982 году был принят в члены Союза композиторов СССР.

В 1983 году в ходе творческого общения с артистом филармонии, баянистом Ефимом Юристом, была создана Соната для баяна, которая отличается не только особым звуковым колоритом, но и содержательной глубиной и цельностью. Она состоит из трёх частей, следующих без перерыва, и потому представляющих, скорее, три фазы единого, внутренне напряжённого, даже драматичного процесса. В настоящее время это сочинение обрело свою вторую жизнь, твёрдо закрепившись в концертном репертуаре лауреата международных конкурсов, артиста филармонического русского оркестра Егора Герасимова. Его исполнял также лауреат международного конкурса Руслан Антипинский. В период 1984-1987 гг. В. Н. Сенегин служил заведующим музыкальной частью Театра кукол и написал музыку ко многим спектаклям не только этого театра, но также Красноярского ТЮЗа, Ачинского драмтеатра.

В 1989 г. Владимир Николаевич был выбран председателем Красноярской композиторской организации, которую возглавлял пять лет. Среди наиболее значительных событий того времени – фестивали «Дни болгарской музыки» (1989 г.), Панорама Сибири (1990 г.). В 1991 г. при активном содействии В. Сенегина в Красноярске была проведена «Музыкальная академия» с участием ведущих московских музыкантов, учёных: профессоров В. В. Задерацкого, В. В. Медушевского, Ю. Н. Холопова, с выступлениями московских музыкальных коллективов: камерного оркестра, струнного квартета, исполнявших сочинения красноярских композиторов.

В 90-х гг. В. Н. Сенегин в Институте искусств (впоследствии переименованном в Красноярскую государственную академию музыки и театра) преподавал курсы композиции, инструментовки, полифонии. Ирина Белова (в настоящее время член Союза композиторов) факультативно занималась в его классе.

Позже основным местом работы В. Н. Сенегина стал Театр оперы и балета, где он как концертмейстер помогает солистам разучивать оперные партии. В то же время он продолжал успешно преподавать в Академии музыки и театра, был членом жюри регионального конкурса юных композиторов Symphoniacus integer, проводившегося в Красноярске в 2002 и 2005 гг., в 2007 г. выпускница его класса композиции Аяна Оюн (в настоящее время – член Союза композиторов России) получила рекомендацию в аспирантуру.

Занимаясь в Московской консерватории у профессора Н. Н. Сидельникова – блестящего специалиста в области инструментовки, – В. Сенегин получил солидную школу оркестровки. Это определяет достоинства его сочинений для оркестра, в частности – яркое звучание его симфонической поэмы «Битва» (созданной по случаю 40-летия победы в Великой Отечественной войне и исполненной впервые Красноярским симфоническим оркестром под управлением В. Блинова в Красноярске, затем в Абакане и записанной на Краевом радио и транслированной в то же время по Всесоюзному радио). Мастерство инструментовки получило свое методическое осмысление в двух Тетрадях задач по инструментовке для студентов теоретико-композиторских факультетов.

Будучи сам оснащённым пианистом, В. Сенегин для реализации своих творческих замыслов нередко обращается к роялю. Одно из наиболее значительных сочинений для этого инструмента – Соната, созданная в 1999 г., впервые представленная в Новосибирске на фестивале «Панорама Сибири», позже исполнявшаяся неоднократно (также и его дочерью – лауреатом международного конкурса пианисткой Е. Сенегиной) в Красноярске, Иркутске, записанная на Красноярском краевом радио. В 2004 г. в исполнении автора она прозвучала в Кызыле, на гала-концерте фестиваля в честь 25-летия Тувинской организации Союза композиторов. В октябре этого же года в Красноярском государственном театре оперы и балета состоялась премьера «Concerto-studio» для фортепиано и струнного оркестра (солистка – Екатерина Сенегина, дирижёр – Анатолий Чепурной). В настоящее время этот концерт включил в свой репертуар лауреат международных конкурсов Денис Приходько.

В 2008 г. силами Красноярского театра оперы и балета осуществилась премьера новой редакции сочинения, в основу которого положены два подлинных напева вятской губернии, – это «Крестьянские песни» для фольклорного ансамбля и восьми инструментов.

В последние годы у музыканта состоялся ряд поездок по Красноярскому краю. В одной из них В. Сенегин, выступая с солистом Большого театра народным артистом СССР В. Пьявко, предстал в качестве концертмейстера. В 2010 г. прошли авторские встречи в Лесосибирске, Енисейске, Подтёсово, где он выступал со своей фортепианной сонатой и пьесами для детей. Его цикл, включающий тринадцать пьес, опубликован в сборнике «Фортепианные пьесы красноярских композиторов для детей и юношества» (вып. 1), изданном в Красноярске в 2010 г.

В 2011 г. В. Сенегин с другими красноярскими композиторами принял участие в фестивале «Музыкальное лето в Тыве», где, помимо фортепианных сочинений, в исполнении Александра Михалёва звучала вокальная музыка к спектаклю «Сон в летнюю ночь». А в октябре этого же года в Красноярске, в рамках Второго сибирского (международного) фестиваля современной музыки, состоялась премьера нового сочинения Владимира Николаевича – Сонаты для трубы и фортепиано. Её вместе с автором блистательно исполнил лауреат международного конкурса Антон Одинцов. Среди своих художественных предпочтений композитор называет произведения И. С. Баха и композиторов-авангардистов, в частности, К. Штокхаузена, однако в его музыке слышится оригинальное преломление как интонационной весомости русской классики, так и малеровской экспрессии, и красочности импрессионистов.

Сочинения В. Сенегина отличает тонкое понимание природы рояля, баяна, оркестровых инструментов, яркая образность, особое соединение интеллектуальности и красочности. При этом щедрость звуковой палитры парадоксально сочетается с бережным отношением к звуку, своеобразным лаконизмом, а творческая свобода и смелость – с мастерским владением современной техникой композиции, точным конструктивным расчётом, цельностью и завершённостью формы, драматургическая выверенность согласуется с серьёзностью и глубиной замыслов.

http://sibmus.info/texts/naiko/seneg.htm

Автор очерка: Н.М. Найко. 



Персоналия / Произведение

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Поделиться в социальной сети: