Персоналия: Шергов

Персона
Фамилия:Шергов
Имя и отчество / Имя:Виктор Владимирович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1943

Очерк

Виктор Владимирович Шергов родился в 1943 году в городе Чите. Окончил в 1970 году теоретико-композиторский факультет НГК (класс проф. Г. Н. Иванова). Большое впечатление на студента тогда ещё третьего курса консерватории оказал преподаватель истории театра Подгородинский. Под его влиянием многие студенты увлеклись поэзией, театром, а особенно творчеством поэтов серебряного века: А. Ахматовой, А. Блока, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаевой. Наряду с поэзий В. Шергов увлечённо изучал живопись, литературу, искусство кино. После успешного окончания консерватории он получил распределение в Прокопьевское музыкальное училище, где началась его педагогическая деятельность. Для студентов и коллег был организован клуб «Ars nova», в котором вместе со студентами В. Шергов продолжает с увлечением исследовать творчество русских и зарубежных поэтов, художников и музыкантов.
В начале 70-х годов написана Первая симфония (1971), «Лирическая оратория» для солистов, хора, чтеца и симфонического оркестра (1971), вокальный цикл на стихи А. Ахматовой «Шиповник цветёт» (1973). В период с 1971 по 1978 гг. молодой композитор становится музыкальным руководителем Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола и пишет музыку к спектаклям: «30-ть зонгов» к пьесе Б. Брехта «Кавказский меловой круг», музыку к пьесам «Юность отцов» Б. Горбатова, «Моя тёща» А. Хугаева и другим. Внимание композитора распространяется и на другие жанры: сочинены три хора на стихи И. Анненского «Трилистник» (1979), пять стихотворений для женского хора «О, муза плача» на стихи А. Ахматовой (1981), Концерт для баяна и оркестра народных инструментов в 4-х частях (1981), Соната для фортепиано (1981).
Своего рода итогом раннего периода творчества стала написанная в 1986 году рок-моноопера «Попытка оправдания» на стихи Ю. Левитанского, сочетающая черты рок-оперы и вокального цикла. На 1987-1989 годы приходится создание самых значительных по масштабу и замыслу произведений. Это десятичастная оратория «Планета Кемерово» для смешанного хора, детского хора, солистов, чтеца, симфонического оркестра на стихи кемеровского поэта Г. Юрова и Вторая симфония (1989) для баритона и симфонического оркестра на стихи Б. Пастернака в 10-ти частях, посвящённая 100-летию со дня рождения поэта, основная идея которой – роль художника в обществе, его ответственность перед людьми, трагическое в судьбе художника – во многом созвучна образному содержанию оратории. Монументальное сочинение «Планета Кемерово», созданное в 1987 году, фиксирует самобытный взгляд композитора на жанр, в котором слиты не только черты оратории, но и философской кантаты, вокального цикла, театрального монолога. Образное содержание оратории не утратило своей актуальности и спустя 20 лет, так как композитор через поэтические тексты осмысливает трагические уроки войны, опасность разрушения традиций, уничтожения природы, осознаёт долг и призвание художника, утверждает вечность жизни. Приведём названия некоторых частей: «Планета Кемерово» (2 ч.), «Арена» (4 ч.), «Солдат, ты плачешь?» (5 ч.), «Сын реки» (7 ч.), «Пускайте бумажного змея» (9 ч.). Реинтерпретирует композитор и свойственную оратории повествовательность: партии чтеца присуща исповедальность, что усиливает экспрессию образного содержания. Интересна трактовка хоровой партии, которая, с одной стороны, ассоциируется с пением фольклорного типа (пентатонные мелодии удваиваются в октаву, квинту), с другой стороны, с колокольной звучностью. Форма оратории сквозная: драматизированные эпизоды (4, 5, 6 части) сменяя друг друга, устремлены к центральной кульминации (7, 8 частям), после которых звучит просветленная, катарсическая 9-я часть и мощный финал с сонорной кодой.
Обратим внимание на важную роль ритмики, представленную сложными нетрадиционными размерами и группировками, возникает ощущение «внутреннего нерва». В состав оркестра включён синтезатор, тембр которого в соединении с экспрессивно-декламационной мелодикой солиста придает 8-й части оратории характер рок-баллады. К сожалению, судьба оратории не получила продолжения после яркого премьерного исполнения. Считаем, что включение оригинального произведения в репертуар коллективов региона, а в дальнейшем более частое исполнение не только способствовало бы привлечению слушательского интереса, но и предоставило возможность говорить о ней коллегам и исследователям. Своеобразным откликом могло бы стать стремление композиторов-коллег освоить жанр монументальной хоровой фрески. В 90-е годы происходит переключение интересов В. Шергова на жанры инструментальной музыки: в 1994 году написаны «Тяжинская тетрадь» (семь прелюдий для фортепиано) и сюита для оркестра народных инструментов «Тяжинские фрески». Последнее произведение было впервые исполнено Муниципальным оркестром русских народных инструментов весной 2006 года. Увлечение синтезатором способствует появлению в 1998 году вокальных композиций на стихи О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Фета. В 2002 году В. Шерговым закончена партитура Симфонии № 3 для струнного оркестра в 4-х частях (инвенция, бурлеска, ричеркар, хорал с фугой), а в 2003-м году – «Блюз-соната» для скрипки и фортепиано. В 2005 году композитором написана сюита «Сентиментальные песни» для баритона и оркестра русских народных инструментов на стихи поэтов города Кемерово.
«Блюз-соната» для скрипки и фортепиано – сочинение в 3-х частях. «Белонотная» первая часть начинается эффектным вступлением скрипки: широкие скачки мелодии на ноны, децимы создают ощущение некоторой неопределенности, сомнения, внутреннего вопроса. Однако Главная партия вносит яркий контраст: утверждение получает динамичная, в то же время жёстко-диссонантная тема. Ее импульсивность передается частыми кульминациями в пассажах волнового типа, подчеркнутой тритоновостью мелодии, квартаккордами сопровождения. Стремительный темп в рамках компактной формы усиливает ощущение лаконичности первой части. В сравнении с последующими частями первая воспринимается некоей сжатой пружиной, которая, распрямляясь, передает свою внутреннюю энергетику 2-й и 3-й частям. Громкое, эмоционально неуравновешенное звучание первой части сменяется тихой, как бы матовой, «засурдиненной» лирикой ми минорной второй (Adagio). Плавное покачивание в аккомпанементе фортепиано сопровождает скрипичную тему в народном стиле. Проникает во вторую часть и несколько преображенный интонационный материал из первой части. Он подготавливает появление в середине (Moderato) бойкой, синкопированной музыки. Кульминация второй части совпадает с началом динамической репризы, в которой функции инструментов изменились: теперь солирует фортепиано, а скрипка аккомпанирует. Кодовый раздел утверждает светлый соль мажор.
Самая масштабная часть Блюз-сонаты – многоэпизодная рондального типа – третья. В ней словно суммируется интонационный материал предыдущих частей. Однако появившаяся из середины второй части мелодия приобретает новый характер: в образном отношении она близка драматичной песне-монологу или рок-балладе. Следующий эпизод интермедийного типа отличает декламационный характер, возникает своеобразный диалог инструментов. Наиболее значительным в драматургическом отношении оказывается фрагмент, в котором вальсовым метром и фактурой объединяются варианты тем из первой и второй частей. Его звучание подготавливает генеральную кульминацию: в ней суммируется образность всего произведения. Так, в обрамляющие третью часть словно раскачивающиеся аккордовые звучности колокольного типа внезапно врывается экспрессивная фраза из мелодии рок-баллады 2-й части. Своеобразным послесловием воспринимается повторяющаяся нота «до» первой октавы у скрипки, настойчивое утверждение которой обрывается резким на sforzando квартаккордом фортепиано. Насыщенность содержания сонаты контрастными образами, некая спонтанность их появления, вероятно, и определили её оригинальный жанр: блюз-соната.

 

 

(Материал взят из источника: http://letopisi.org/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE)



Персоналия / Произведение

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Учителя

Поделиться в социальной сети: