Персоналия: Цыбиков

Персона
Фамилия:Цыбиков
Имя и отчество / Имя:Гомбожап Цэбекович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1873-04
Дата смерти (год, месяц, день):1930-09-20

Очерк

Бурятский ученый, востоковед. После окончания Петербургского университета по заданию Русского Географического общества совершил в 1899 – 1902 гг. путешествие в Центральный Тибет.  Ученому удалось зафиксировать массу полезных сведений. Отчетный доклад на заседании Географического общества 7 (20) мая 1903 года был удостоен высшей награды - премии им. Н. М. Пржевальского. Результатом стал труд «Буддист-паломник у святынь Тибета», позже – перевод трудов Чже Цзонкапы (1357–1419) «Лам-рим чэп-по». К числу достижений Цыбикова относятся исследования языка, истории, этнографии Центрального Тибета, упоминания о музыкальных инструментах и их применении в ходе буддийских церемоний. Зафиксировано музыкальное сопровождение ряда ритуалов, а также отдельные детали, касающиеся звукового фона. Так, Цыбиков упоминает, что в храме «Большого Чжу» перед главной святыней «висят 2 небольших колокола желтой меди <…> Богомолец, прежде чем войти к святыне, ударяет в один из этих колоколов деревянным языком, оповещая о своем приближении и увеселяя Будду музыкой» [т. 1, с. 78]. Также он пишет, что субурган «Бар-го-хан» и соседние субурганы соединены проволокой, унизанной колокольцами, которые издают звон под воздействием ветра [с. 87]. Имеется описание использования лам-музыкантов в церемониях, например, медных тарелок (ручным музыкальных инструментов) и барабанов с деревянными рукоятками [с. 116, т.1] – в церемонии сжигания дучжуба (соро); барабанщиков, которые несут «громадные барабаны, имеющие диаметр около 1, 5 аршин, и во время процессии должны приплясывать и ударять в эти барабаны [с. 123] – в церемонии религиозного шествия «сэр-ирэн» («золотые четки»); линбы (небольшой трубы) – в ритуале «Чжин-рай-сиг-ги-ван» и «Цэбагмэжчжи-ван»; о богослужении «Лхаса монлам», пении и танцах мирян в честь праздника «Майтреи», пение гимнов в честь покровительницы города Бэлхамо, и т.д. В монастыре Брайбун он описывает представления актеров «Ачжил-лхамо», «которые являются четырьмя отдельными партиями в различных масках и костюмах. Они здесь пляшут под музыку и собственное пение» [с. 172]. Имеется упоминание, что там же в качестве увеселений на праздник приглашались многочисленные партии актеров, которые исполняли представления и на светские сюжеты. Важным вкладом в тибетоведение и буддологию стали вывезенные из Центрального Тибета книги. В экспедиции Г. Ц. Цыбикова принял участие ставропольский калмык Овше Норзунов, который делал фотоснимки для ИРГО (приехал в Лхасу 26.02.1901). Исследования культуры Тибета полезны с точки зрения понимания специфики буддизма, бытующего на территории Сибири (в частности, в Бурятии), поскольку ламы проходили обучение в тибетских монастырях. Изучая культуру Бурятии и Монголии исследователь также создает ряд очерков: «Забайкальское бурятское казачье войско», «Очерк Монголии», «Культ огня у восточных бурят-монголов», «Цагалган» , «Шаманизм у бурят-монголов». Цыбиков отмечает явное воздействие шаманизма на буддизм, описывает ритуалы жертвоприношений, не требующих присутствия шаманов. Так, он пишет, «шаманы и ламы пользуются одними и теми же культовыми предметами. Например, вместо шаманского “хэсэ” – одностороннего барабана ламы имеют “хэнгэрэг” – двусторонний барабан, вместо железной короны “майхабчи” – шапку, сделанную из материи, вместо плаща с привесками “оргой” – красно-желтое духовное одеяние» . [т.2, с. 168] Работа ученого является и сегодня полезным трудом для исследователей буддизма.



Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Поделиться в социальной сети: