Персоналия: Ядринцев

Персона
Фамилия:Ядринцев
Имя и отчество / Имя:Николай Михайлович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1842-10-18
Дата смерти (год, месяц, день):1894-06-07

Очерк

Н. М. Ядринцев (1842–1894) – разносторонний учений, археолог, этнограф, создатель сибирской журналистики, публицист, идеолог сибирского областничества. Автор более 200 статей и нескольких монографий. Музыкально-эстетические взгляды ученого связаны с комплексом проблем строительства музыкальной культуры Сибири.В. К. Коржавин отмечает, что в основе идей Ядринцева лежат три положения: 1. Сибирь – угнетаемая колония Европейской России. 2. Сибирь имеет свои интересы и задачи. Их решение необходимо для ликвидации колониальной зависимости края. 3. «Сибирские вопросы» могут быть решены только усилиями местного общества. Важное место в этой программе отводилось необходимости противодействия тормозам сибирской культуры. Ядринцев резко выступал против негативных сторон культуры, выразившихся в ее клубных формах, в прикладной функции сопровождения маскарадов и балов. Втягиваясь в эту сферу, музыка теряла эстетические качества. Самый главный вопрос, который ставил Н. М. Ядринцев, был связан с созданием в Сибири профессионального музыкального образования. Требование организации подобных образовательных заведений сливалось с борьбой общественности за открытие сибирского университета. Изучение музыкального фольклора Сибири было проведено ученым на основе исследования жизни тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Результаты отражены в книге «Русская община в тюрьме и ссылке». Важны также экспедиции на Алтай, в Минусинский край (1878; 1880), которые принесли ему известность как ученому . В работах Н. М. Ядринцева обозначился поворот от щаповской концепции понимания фольклора Сибири как деградирующего явления. Ядринцев занимался проблемами типологии сибирского фольклора как особой ветви русско-сибирского народного музыкального творчества, отмечал его специфическую национальную и локальную природу, особенности арестантской, ссыльнокаторжной песни, процессы формирования городского фольклора. Т, А. Роменская анализирует и описывает данное Ядринцевым теоретическое осмысление элементов музыкального языка. Мелодию он полагал проявлением прекрасного в музыке, обладающей несомненной эстетической ценностью, отсутствие же мелодической линии он полагал отрицательным фактором для эстетики. Совершенными образцами исследователь называл фольклорные образцы, в которых наблюдается единство формы и содержания, гармония музыкальной и вербальной строки, «высокий уровень метроритмической организации» [Музыкальная культура Сибири, Т.2, Кн.2, с. 286]. Единство гармонии, метрики, ритмики Н. М. Ядринцев дополняет необходимостью опоры «на конкретно-историческую систему интонемов, общезначимых типических звуко-формул эпохи, откристаллизовавшихся в ее общественном музыкальном сознании» [там же]. Роменской выделены 2 крупные проблемы в исследованиях Ядринцева: «типология сибирского фольклора как своеобразной ветви русско-сибирского народного музыкального творчества и вопросы его специфической интонационной природы» [Там же, c.290]. По его мысли Сибирь стала местом пересечения культур Европы и Азии. Н. М. Ядринцев отмечал и типологические отличия арестантской, каторжной, острожной песни: «арестантская песня отличается от всех народных песен своим новейшим складом, она то же самое, что песня мещанская, фабричная, которая носит особую тональность, рифму и переходит к новейшему языку» [Там же, с. 290]. Ученым также даны развернутые аналитические разборы отдельных песен, описаны исполнительские составы.



Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Поделиться в социальной сети: