Персоналия: Дашипылов
Фамилия: | Дашипылов |
---|---|
Имя и отчество / Имя: | Гур-Дарма Дашипылович |
Пол: | Муж |
Дата рождения (год, месяц, день): | 1937-12-23 |
Дата смерти (год, месяц, день): | 1980-07-10 |
Очерк
Бурятский композитор.
Родился в Бурятии, в пос. Иволгинск.
Окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища (1964),
учился в Московской консерватории (обучение пришлось прервать по болезни), окончил Свердловскую консерваторию (1970). Член СК с 1971 года, с 1970 года преподавал в Улан-Удэнском муз.училище.
Среди сочинений: балет "Вечное солнце" на либретто Н. Дамдинова, Поэма, Увертюра "Ехор", танцевальная сюита для симф.оркестра, ряд сонат для камерных ансамблей, фортепианные миниатюры и циклы, опусы для хура, балалайки, песни.
Написанные в студенческие годы фортепианные, камерно-инструментальные, симфонические произведения — Фортепианные вариации, Пьеса для альта и фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, симфоническая увертюра-фантазия «Ехор», балет «Вечное солнце» (1 акт) и др. — вошли в учебный и концертный репертуар лучших исполнителей Бурятии.
Соната для скрипки и фортепиано была удостоена третьей премии на Всероссийском конкурсе (1967), опубликована в сб:.: Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. – Вып. 4. – М., 1979.
В последнее десятилетие (1970-1980) композитором созданы «Праздничная увертюра» для оркестра бурятских народных инструментов. Главный итог творческого пути — балет «Поэма гор», законченный в клавире.
Среди вокальных опусов исследователи выделяют ставшие классикой бурятской музыки – «Ахамни» («Моя Ока», сл. Л. Тапхаева), «Байгал далай» («Байкал-море», сл. З. Гомбожабая), «Буряад оронойм соло» («Славлю Бурятию», сл. Д. Дамбаева), «Весна» (сл. Н. Гомбодо, русский текст Д. Хилтухина) и др.
Интересен стиль композитора. В частности, соната для скрипки и фортепиано (1967) Г. Д. Дашипылова имеет опосредованные связи с фольклором: из оригинальных тем в сочинении использованы только фрагменты подлинного буддийского напева в средней части опуса. Обращает на себя внимание достаточно широкое применение возможностей расширенной тональности, причем характерная интервалика, не допускающая непосредственных ходов на хроматизмы, в основном сохранялась, как и приемы кварто-квинтовой гармонизации. Сонорная техника здесь сочетается с характерными приемами звукокрасочности и, таким образом, композитор не просто внедрил в свой обиход актуальные технические новшества, но нашел точки соприкосновения с особенностями национального музыкального языка.
Персоналия / Произведение
- Соната для скрипки и ф-но ( Автор музыки )
- Ехор ( Автор музыки )
- Прелюдии для фортепиано ( Автор музыки )
- Экспромт для фортепиано ( Автор музыки )
- Вариации для фортепиано ( Автор музыки )
- Сонатина для виолончели и фортепиано ( Автор музыки )
- Соната для фагота и фортепиано ( Автор музыки )
- Пьеса для альта и фортепиано ( Автор музыки )
- Симфоническая поэма ( Автор музыки )
- Танцевальная сюита ( Автор музыки )
- Вечное солнце ( Автор музыки )
Персоналия / МКС категория
- Академическая
- Композиторские организации
- Композиторы
- Образование и просвещение
- Творчество композиторов Сибири
Персоналия / Вид деятельности
Место смерти
Персоналия / Учреждение (Место работы)
Место рождения
Персоналия / Учреждение (место учебы)
- Улан-Удэнское музыкальное училище им П. И. Чайковского
- Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
- Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского