Персоналия: Александровский

Персона
Фамилия:Александровский
Имя и отчество / Имя:Лазарь Ефимович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1942-07-01
Дата смерти (год, месяц, день):2016-07

Очерк

Александровский Лазарь Ефимович Лазарь Ефимович Александровский (1942-2016) - выдающийся сибирский пианист, педагог, музыкальный деятель. Окончил Азербайджанскую консерваторию и аспирантуру в Ленинградской консерватории  по классу фортепиано проф. П. Серебрякова. С 1966 по 1996 гг. (не считая двухгодичного перерыва 1972-1974) работал на кафедре специального фортепиано в Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, С 1998 г. жил в Новокузнецке. Работая в Новокузнецком колледже искусств, вел также сольную концертную деятельность, давал концерты в Новокузнецке, Новосибирске, Кемерово, Красноярске, Абакане, Барнауле, Бийске, Якутске. Продолжала развиваться и лекторская деятельность Л. Е. Алексадровского - участие в работе детской филармонии при губернаторском джаз-клубе “Геликон”, руководство “Клубом любителей классической музыки” в городской библиотеке им. Гоголя. В исполнительский багаж пианиста входили произведения разных эпох от И. С. Баха до композиторов-современников ХХ в. Основу его постоянно расширяющегося сольного репертуара составляли сочинения И. С. Баха - Хроматическая фантазия и Фантазия и фуга, Итальянский концерт, прелюдии и фуги Хорошо темперированного клавира; Л. Бетховена - фортепианные сонаты, в том числе поздние, 4 концерт; баллады Ф. Шопена. Особым вниманием в творчестве Ф. Листа пользовались соната h-moll, “Мефисто-вальс”, транскрипции; П. Чайковского - Большая соната Соль-мажор; Скрябина - 5-я, 7-я сонаты; С. Прокофьева - 6-я, 7-я, 8-я сонаты и многое другое. Важно отметить интерес к музыке ХХ века. Л. Алексадровский много играл таких авторов как Штокхаузен, Шёнберг, Веберн, О. Мессиан, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке, Г. Уствольская. Из малоизвестных советских композиторов - Амиров, Азизов, из Новосибирских – Ю. Юкечев, А. Муров, Г. Иванов, И. Хейфец, Б. Лисицин, С. Кравцов, А. Попов. Пианист нередко был первым исполнителем их произведений. Его литературные труды включают книгу “О многом, о разном… И все-таки об одном” (в 2-х томах), книгу об импровизации, а так же ряд статей, опубликованных в течении жизни. Будучи по образованию пианистом и музыковедом, Лазарь Ефимович с самого начала своей карьеры прекрасно совмещал эти два вида деятельности, что делало его грамотным в пианистической сфере и не баснословным в сфере музыковедческой. Этот синтез профессий - основная черта замечательного музыканта, которая часто упоминалась в отзывах о нем. Коллеги отмечали присущую ему широту деятельности, серьезное отношение к работе, синтез концертно-исполнительской и лекторской деятельности, которые вкупе с достойной педагогической работой делало его весьма универсальным музыкантом. Также отмечалась его мобильность. В педагогической деятельности его методика преподавания отличалась творческим подходом к занятиям, в которых развитие интеллектуальности сочеталась с развитием образного мышления. Выступал Лазарь Ефимович как сольно, так и в ансамбле. «Для его исполнительского почерка характерна самобытность и серьезность интерпретаций, отличный вкус, техническая отточенность, тщательная отделка деталей, обоснованность интерпретаций» - так отзывались о его исполнении коллеги. В лекторской деятельности его отличали оригинальность мышления, творческое отношение к проблемам исполнительского искусства. Успехов Александровский добился и в просветительской работе, пропагандируя в том числе и творчество сибирских современных композиторов. Таким образом, этот человек органично сочетал в себе учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, концертно-исполнительскую и просветительскую работы. И, пожалуй, это и отличает его от других.

Автор очерка: Анна Мухутдинова.



Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Источник / Персоналия

Поделиться в социальной сети: