Персоналия: Андреев

Персона
1514043774.png
Фамилия:Андреев
Имя и отчество / Имя:Анатолий Андреевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1941-04-10
Дата смерти (год, месяц, день):2004

Очерк

 

Композитор, педагог.

 

В 1963 году окончил Улан-Удэнское музыкальное училище. В 1970 - класс композиции Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского. В 1968-1974 и в 1977-1983 гг. преподавал в музыкальном училище Улан-Удэ, в 1981-1983 - преподавал в Кяхтинском училище искусств. Являлся художественным руководителем Бурятско филармонии (в 1974-1977 и в 1985-1990). С 1991 года - на творческой работе.

Член СК с 1971 года.

Лауреат Премии Комсомола Бурятии (1982). Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1983), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), Лауреат Гос.премии Бурятской АССР (1984).

А. Андреев создал большое количество опусов в различных жанрах. Широко известны его песни, с том числе Гимн РБ. Отдельных слов заслуживают его циклы пьес для детей (в т.ч. фортепианные циклы "Детская сюита", "Детские картинки"). Многочисленны опусы для ОБНИ.

 

О. Куницын. Статья «Анатолий Андреев»

 

Композитор Анатолий Андреев (1941–2004) вошёл в историю национальной музыкальной культуры Бурятии как автор талантливых музыкальных произведений различных жанров, как автор музыки Государственного Гимна Республики Бурятия, как педагог и музыкальный организатор.

 

Анатолий Андреевич Андреев родился 10 апреля 1941 года в Улан-Удэ. С детства обнаружил музыкальные способности, в школе был активным участником музыкальной самодеятельности. В 1963 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища им. П. Чайковского, где учился у ведущих бурятских композиторов Д. Д. Аюшеева, Ж. А. Батуева и Б. Б. Ямпилова. В 1970 окончил композиторский факультет Уральской консерватории им. М. Мусоргского (выпускник класса профессора Б. Д. Гибалина). Дипломной работой его был первый акт оперы «Волшебная кукушка» (на собственное либретто по бурятской народной сказке).

По окончании учёбы возвращается в Улан-Удэ, преподаёт в музыкальном училище, активно сочиняет музыку, в 1971 г. становится членом Союза композиторов СССР. Авторитет молодого музыканта рос, и в 1974 г. его пригласили возглавить художественное руководство Бурятской филармонии, где он работал до 1977 г., а затем в 1985–1990 гг. По семейным обстоятельства в 1981–1983 гг. жил в Кяхте, преподавал в местном музучилище. С 1991 г. вышел на творческую работу, а в 2002 г. был избран Председателем Правления Союза композиторов РБ. Его творческая, педагогическая и организаторская работа не раз отмечалась – он был удостоен почётных званий Заслуженного деятеля искусств Бурятии (1983) и России (1989), удостоен Премии Комсомола Бурятии (1982) и Государственной премии Бурятии (1984).

Анатолий Андреевич Андреев скончался в 2004 г. в Улан-Удэ.

 

На протяжении творческой деятельности Андреев создал более ста произведений во многих жанрах музыки – опера, балет, симфоническая поэма, оратория, музыка к драматическим спектаклям, фортепианные пьесы, романсы, хоры и песни.

В своей творческой манере Андреев явился продолжателем традиций бурятских композиторов старшего поколения, своих учителей. Это сказывается на глубокой почвенности его стиля, опоре на бурятский музыкальный фольклор, мелодичности, ясности формы. Вместе с тем, композитор не стал подражателем, он обратился и ко многим более современным приёмам музыкальной выразительности, особенно в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Творчество представителя среднего поколения композиторов Бурятии Анатолия Андреева стало связующим звеном между основоположниками бурятской композиторской школы и новым поколением, ведущим поиски обновления национальной композиторской палитры.

К окончанию консерватории Андреев был автором ещё и крупного симфонического произведения – поэмы «Гэсэр» (1969), программой которой стали эпизоды из знакомого композитора с детства бурятского народного эпоса. Сам автор определи значение трёх основных музыкальных образов поэмы, написанной в классической сонатной форме. Вступительная тема, напоминающая бурятскую народную песню – это образ народа, страдающего от набегов врага. Центральная тема (главная партия поэмы) – образ заглавного героя, образ энергичный и волевой, но в то же время добродушный, благодаря мягкому тембру солирующей валторны. И, наконец, третья тема (побочная партия), образ врагов Гэсэра и его народа – причудливо-зловещий марш с жёстким «стучащим» ритмом ударных инструментов.

Эти контрастные темы активно развиваются в разработке, причём образ Гэсэра обретает героические черты, а тема врагов становится мельче и суетливее, а в репризе (третий раздел сонатной формы) отсутствует, что, по словам композитора, означает: «Гэсэр побеждает врагов».

Поэма «Гэсэр» написана с профессиональным мастерством, в том числе и оркестровым. Она неоднократно исполнялась в Улан-Удэ, с успехом прозвучала в Москве в концертах бурятской музыки (1970).

Из консерваторских сочинений Андреева ещё надо отметить его «Музыку для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано» (1967). В этом одночастном квинтете проявилась способность молодого композитора, тогда ещё студента, не только глубоко чувствовать, но и логично мыслить в музыке. По словам композитора, столь нейтральное название сочинения связано с тем, что он хотел подчеркнуть обобщённость программы квинтета – становление личности молодого человека, современника Андреева. Тематизм сочинения также обобщённого плана – в нём нет конкретных связей с бурятской народной песенностью, хотя национальный колорит ощутим в пентатоничности склада отдельных мелодических оборотов и созвучий. Композитор дал темам сочинения интенсивное развитие, широко применяя такие новые тогда для бурятской музыки приёмы, как политональность, полиладовость, сонорные созвучия. Часто применяются и полифонические приёмы, в том числе и фугато на главной теме-мелодии.

Квинтет написан с уже крепким профессиональным мастерством. Недаром на III съезде композиторов РСФСР (1972) Г. В. Свиридов назвал это сочинение в числе удачных творческих опытов композиторов национальных республик (1), а в 1976‑м партитура квинтета была издана в Москве.

С 1970 г., когда в Улан-Удэ регулярно выступал восстановленный в 1967 г. Оркестр бурятских народных инструментов, Андреев включился в работу по пополнению репертуара этого коллектива. В сюитах и отдельных пьесах для ОБНИ композитор проявил чутьё к особенностям оркестра, нашёл удачные соединения и сопоставления групп, добился красочных звучностей.

Среди сочинений Андреева для ОБНИ особенной популярностью пользуется его сюита «Герои Гражданской», в четырёх частях которой повествуется о событиях истории Забайкалья в 1920‑х гг. Увлекательную мелодию, органично соединившей в себе черты бурятской народной песенности и массовых песен того времени, композитор нашёл для первой части – «Едут красные конники». В остальных частях зримо изображены ночной пейзаж («У партизанского костра»), траурное шествие («Бойцы хоронят командира») и праздничное торжество («Слава героям!»).

 

В 1980 г. Министерство культуры республики объявило конкурс на создание крупного вокально-симфонического сочинения (оратории или кантаты) к 110‑летию со дня рождения В. И. Ленина. Конкурс не был проведён, но композиторы республики написали ряд ораторий и кантат. Андреевым была создана оратория «Учитель мой – Ленин» на текст одноимённой поэмы Н. Г. Дамдинова. Восьмичастная оратория – произведение больших масштабов и напряжённой эмоциональности. Композитор использовал в хоровой партии оратории (она написана для баса-солиста, смешанного хора и симфонического оркестра) многие сложные приёмы – не только распевную мелодику, но и различные формы речитатива, ритмованную речь, острые созвучия-аккорды. В частях оратории есть и повествование («Говорят ветераны»), и музыкальные «пейзажи» – городской («Зимний дворец») и горный («В Альпах»), и драматический эпизод («Гибель Бабушкина»). И как бы не относились нынче к герою оратории Андреева, музыка её оставляет яркое впечатление.

В начале 1984 г. хореографический репертуар Бурятского театра оперы и балета пополнился балетом «Песнь поэта» Андреева на либретто М. Заславского и Л. Линховоина. Сюжет балета аллегоричен – извечная борьба добра со злом воплощена здесь в драме Поэта, у которого захватчики отнимают песню, созданную им для народа. Поэт, поддержанный народом, сражается за Песню, побеждает, но погибает в борьбе, а его искусство, его Песня навечно остаются в народной памяти. Постановщик балета П. Абашеев говорил: «Мы хотели показать, что образ Поэта стал бессмертным, как бессмертно искусство, черпающее своё вдохновение в народе» (2).

Андреев в партитуре «Песни поэта» ещё раз продемонстрировал, как крепки его связи с бурятским музыкальным фольклором, хотя почти не цитировал подлинных народных мелодий. Эти связи особенно ощутимы в главных музыкальных образах партитуры – теме Поэта, раскрывающей поэтическую настроенность души героя, в теме Песни, выразительном лирическом напеве, а также в эпизодах, характеризующих народный быт – в Танце девушек, Танце юношей, Общем танце народа.

Бурятская национальная окрашенность музыки балета – главное достоинство этого произведения Андреева, однако композитор не отказался и от претворения традиций балетной музыки других народов: что-то идёт от «русской музыки о Востоке», а также от балетного стиля А. Хачатуряна, в первую очередь в инструментовке, сделанной с должным мастерством.

Музыкальная драматургия «Песни поэта» традиционна: две сферы интонаций – положительная (Поэт, Песня, народ) и отрицательная (захватчики). Первая из сфер близка к ритмо-интонационности бурятской народной песни и танца, вторая – национально-нейтральна, построена на неустойчивых резких оборотах, жёстких диссонансах, механических ритмах. Развитие сфер происходит в их столкновениях, с постепенным усилением положительной, а в итоге – уход отрицательной сферы.

Балет «Песнь поэта» Андреева не удержался в репертуаре Бурятского театра, чему причиной, как признано, был несколько отвлечённый и малозрелищный характер либретто, а также не слишком убедительная постановка, которая была первым опытом известного танцовщика П. Абашеева.

 

С самого начала творчества Андреев постоянно обращался к вокальным жанрам – хору, романсу, массовой песне.

Хоровое творчество Андреева обширно – это отдельные хоры, и хоровые циклы (всё на стихи бурятских поэтов). Возможности хорового жанра композитор использовал широко и разнообразно – широкое кантиленное пение, различные формы речитатива, эпизоды, где хор выступает словно бы в инструментальном качестве. Составы в его хоровых сочинениях различны. По высказываниям специалистов-хормейстеров, Андреев глубоко проникся в специфику хорового жанра, всегда добивался уравновешенного склада, удобного для хористов изложения. В его хорах встречаются полифонические переклички голосов, стройные, подчас острые созвучия. В аккордовом сложении решён хор «Ночь» (слова Д. Жалсараева), манера старинного русского канта воспроизведена в хоре «Ночью в степи» (слова Д. Жалсараева), напоминает бурятскую народную песню хор «Картинка из прошлого» (слова Д. Улзытуева).

Хоры Андреева постоянно звучат в выступлениях профессиональных и любительских хоровых коллективов.

Заметным стал вклад Андреева в камерно-вокальный жанр – романс. В романсах на стихи К. Ильина, Д. Улзытуева, Д. Жалсараева, Ш‑С. Бадлуева Андреев достиг немалой выразительности, благодаря свежим (связанным с фольклором) мелодическим оборотам, единству вокальной линии и тщательно разработанной партии фортепиано. Среди романсов Андреева особенной популярностью пользуется романс «Когда в горах растает снег» (слова Д. Улзытуева), привлекающий своей задушевной мелодичностью и тонкостью партии сопровождения. Достоинства этого романса известный музыковед А. Сохор определил так: «Здесь гораздо меньше нот, меньше приёмов, но они строго отобраны и «бьют» прямо в цель» (3).

И, наконец, исключительной популярностью и любовью пользуются в республике песни Андреева. Тематика их разнообразна – патриотическая тема, лирика, размышление, зарисовки картин жизни и природы Бурятии.

В песнях патриотического содержания, прославляющих Отечество, его выдающихся людей, или приуроченных к праздникам, Андреев нередко использовал традиционные приёмы – энергичный маршевый ритм, характерные обороты-возгласы в мелодике: например, в песне «Памяти героя» (слова Ц. Галсанова). Но наибольшую популярность приобрели те песенные высказывания композитора, где он решил патриотическую тему в лирическом плане. И здесь первой надо назвать песню «О родной земле» (слова Д. Жалсараева), отличающуюся особенной широтой и яркостью мелодии, гибким варьированием инструментального сопровождения. И закономерно, что когда в 1995‑м Правительством Бурятии был объявлен конкурс на создание Государственного гимна республики, конкурсная комиссия единодушно одобрила предложение принять в качестве Гимна песню Анатолия Андреева на слова Дамбы Жалсараева «О родной земле». С тех пор все важные события общественной жизни республики начинаются со звучания этой замечательной мелодии.

В круге песен Андреева, воспевающих красоту родного края, отметим песню «Тунка» (слова Л. Тапхаева), привлекающую щедрой мелодичностью, полнозвучностью намеренно несложного сопровождения.

Из лирических песен Андреева уже два десятилетия особенно популярна песня «Брат и сестра» (слова Г. Чимитова), посвящённая первому её исполнителю Народному артисту СССР Д. Дашиеву. Успех песни связан с её искренностью, певучестью мелодических оборотов, близких к бурятской народной песенности.

И ещё немало песен Андреева не выходит из репертуара профессиональных и самодеятельных певцов, звучит и в народном быту.

К числу произведений Андреева, пользующихся признанием, относятся и детские пьесы для фортепиано. Композитор сумел соединить простоту и ясность музыкального языка с широким использованием возможностей инструмента и воплощением увлекательных для детей программных замыслов. В сюите из семи пьес «Детские картинки» композитор нашёл музыкально-выразительные средства, рисующие образы детства на фоне сельской природы («Цыплята», «В сумерках кто-то поёт за улусом» и другие). Эти и ещё многие детские пьесы Андреева заняли прочное место в учебном репертуаре детских музыкальных учреждений в республике.

 

Последним крупным сочинением Андреева стала опера «Гэсэр» (по мотивам одноимённого эпоса либретто написал монгольский литератор Д. Турбад и перевёл на бурятский язык поэт Г. Чимитов). Постановку оперы в Бурятском театре осуществили дирижёр Ж. Бурэнбэх (Монголия) и режиссёр Бурятского драматического театра Ц. Бальжанов, а также монгольский художник Ч. Гунгаасах и балетмейстер из Санкт-Петербурга О. Игнатьев. Они создали на сцене театра впечатляющее зрелище, с блеском выступили ведущие певцы-солисты театра – Г. Шойдагбаева (Урмай-Гоохон хатан), Б. Будаев и Д. Занданов (Абай-Гэсэр), С. Раднаев (Хара Зутан) и другие.

Из необъятного содержания эпоса автор либретто взял историю освобождения Гэсэром народа, страдающего под игом иноземцев, испытаний героя в нижнем (подземном) мире, возвращения его в небесное царство. Музыка, в которой композитор раскрыл чувства и переживания Гэсэра, по общему мнению, близка к его песенному творчеству. Коллега Андреева композитор В. Усович, ознакомившись с партитурой оперы, писал накануне премьеры: «в музыке оперы много узнаваемых песенных интонаций. Это не только понятно и объяснимо, но и закономерно. Песни Андреева на стихи Чимитова – целая эпоха бурятской музыки – их знают, любят и поют» (4). Исполнительница главной женской партии Г. Шойдагбаева с волнением говорила: «Считаю, что появление оперы Анатолия Андреева – большое событие не только для оперного театра, но и вообще для искусства Бурятии» (5).

 

Сочинения А. Андреева (кроме упомянутых в статье): Симфонический улигер «Ленин» (сл. А. Тороева); Симфониетта; Кантата «О Родине пою» (сл. Ц. Галсанова), оратория «Буревестник» (сл. М. Горького); Сюиты для ОБНИ: «Родные края», «Детская»; Юбилейная увертюра; струнный квартет; «Детский альбом» для фортепиано; Хоры: «Лунная ночь» (сл. Н. Дамдинова), «Спящая мать» (сл. Ц‑Б. Бадмаева), «Месяц и звёзды» (сл. Д. Жалсараева); обработки бурятских народных песен.

 

 

Примечания

 

  1. Сов. культура. – 1973. – 16 ноября.
  2. Молодёжь Бурятии. – 1984. – 15 дек.
  3. Сохор А. В союзе с поэтическим словом // Сов. музыка. – 1973. – № 3. – С. 9.
  4. Усович В. Абай Гэсэр выходит на сцену // Правда Бурятии. – 2004. – 19 февр.
  5. Гончикова Н. «Прошлое, дальнее, позабытое напоказ рассыпаем горстью…» // Бурятия. – 2004. – 20 февр.

 

Литература об А. Андрееве

 

  1. Куницын О. Обещающее начало // Правда Бурятии. – 1971. – 31 окт.
  2. Куницын О. Развивая национальные традиции // Сов. музыка. – 1977. – № 3.
  3. Лазарева В. «Песнь поэта» // Правда Бурятии. – 1985. – 10 янв.
  4. Закон Республики Бурятия о Государственном гимне Республики Бурятия // Бурятия. – 1995. – 11 мая.
  5. Махачкеев А. Его музыку слушают стоя // Информполис. – 2001. – 2 мая.
  6. Лазарева В. Своей музыкой он очищает наши души // Бурятия. – 2001. – 19 апр.
  7. Жимбуева И. Анатолий Андреев: «Песне говорю: «До свидания» // Правда Бурятии. – 2002. – 6 июня.
  8. Дугарова Т. Премьера. А. Андреев. «Гэсэр» // Муз. обозрение. – 2004. – № 3.
  9. Андреев Анатолий Андреевич. [Некролог] // Бурятия. – 2004. – 25 сент.

 

 

 


1514043774.png
1514043827.jpg
1519722907.jpg

Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Учителя

Поделиться в социальной сети: