Персоналия: Прибылов

Персона
Фамилия:Прибылов
Имя и отчество / Имя:Александр Александрович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1953-09-29
Ученые звания:Профессор

Очерк

Родился в пос. Каменск Кабанского р-на Бурятии.

Окончил Улан-Удэнское музыкальное училище, НГК им. М. И. Глинки.

Работал в Улан-Удэнском музыкальном училище (1975-1978), с 1979 - в качестве преподавателя ВСГИК (ВСГАКИ).

Профессор.

Вел обширную концертную работу в качестве солиста, ансамблиста, концертмейстера.

А. Прибылов, уроженец и житель Бурятии, активный участник музыкальной жизни республики (композитор, исполнитель, педагог) -  автор многочисленных произведений в русском стиле, воспитанник русских музыкантов (ДМШ посёлка Каменск, Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. Чайковского, Новосибирская консерватория им. М. Глинки), баянист-виртуоз, признанный в Бурятии знаток русского народного музыкального инструментария, А. Прибылов немалое внимание уделил музыке, посвящённой его «малой родине».  Большинство произведений начала творческого пути А. Прибылова — партитуры для оркестра русских народных инструментов (ОРНИ). В их числе и его первые крупные сочинения в бурятском стиле, с соответствующими названиями: «Праздник в улусе», «Бурятский танец», «Фантазия на бурятские темы» и другие. Общей для всех произведений А. Прибылова в бурятском стиле, является ладовая основа бурятской фольклорной и композиторской музыки — ангемитонная пентатоника. Использованы типичные ритмы народных песен и танцев, особенно старинного танца-хоровода ёхора. Пентатонические мелодические обороты и соответствующие ритмические формулы соединяются в характерные интонационно-ритмические комплексы, которые воспринимаются как бурятские национальные. Из таких комплексов А. Прибылов строит тематизм своих сочинений, а к подлинному бурятскому фольклорному мелосу практически не обращается. При многоголосной обработке найденного тематизма композитор продолжает традиции «русской музыки о Востоке» — пользуется классической тонально-гармонической системой, обычно «заостряя» вертикали хроматикой, пользуется и натурально-ладовой гармонией, но нередко усиливает национальный колорит с помощью нетерцового строения вертикалей — прежде всего, кварто-квинтовых, закономерно порождаемых аналогичным соотношением тонов пентатонического ряда по горизонтали. А. Прибылов обычно чередует терцовые и кварто-квинтовые созвучия (как непосредственно их сопоставляя, так и строя отдельные группы), пользуется квартовыми и квинтовыми утолщениями мелодических линий. Примером реализации названных приёмов может служить «музыкальная картина» (авторское определение) для ОРНИ «Праздник в улусе» (1979).

В неторопливом (ремарка «Медленно, широко») вступлении (форму пьесы можно определить как свободно трактованную рондальную с объёмным вступлением) на фоне выдержанных созвучий струнных, glissando гуслей, рокота деревянной коробочки, звона треугольника баян ведёт пентатоническую мелодию, напоминающую пастушьи наигрыши на национальном духовом инструменте лимбе. Начавшись с типичного для бурятской музыки хода по ангемитонному трихорду, мелодия затем варьирует его.

Оценивая тематизм пьесы А. Прибылова, нельзя не заметить присутствия лейтинтонационности — во всех темах есть ход по трезвучию, постоянно варьируется ангемитонный трихорд, включается фигурка из трёх повторяющихся звуков. Проведение указанных интонаций скрепляет форму — это важный момент, поскольку в пьесе из-за обилия тем есть черты «мозаичности». Отсюда и возможность истолкования формы «Праздника в улусе» не только как рондальной, но и как сложной трёхчастной с большим вступлением, многотемной серединой и сокращённой репризой. Отметим, что данное обстоятельство связано со склонностью А. Прибылова к импровизационности музыкального мышления. Однако при любом истолковании формы пьесы «Праздник в улусе», нельзя не признать, что важным качеством данной партитуры является определённый бурятский национальный колорит.

В «Бурятском танце» (1980) А. Прибылова для ОРНИ на первом плане, согласно названию, стихия бурятского народного танца ёхора — характерная ёхорная ритмическая фигура проходит через всю пьесу, что делает форму «Бурятского танца» своеобразной — сложное трёхчастие соединено в ней с рассредоточенным вариационным циклом.

Бурятской тематике посвящён «Танец чабанов» — II часть сюиты для ОРНИ «Забайкалье моё» (1982) А. Прибылова. В четырёхчастной сюите композитор музыкальными средствами выразил мысль о дружбе народов, населяющих Забайкальский край — в I части («Степь просыпается») ощутимо влияние русской сибирской лирической песенности, в III («Эвенкийская картинка») разработаны характерные обороты музыкального фольклора эвенков; в основу IV части («Семейская круговая») положена подлинная круговая (хороводная) песня семейцев (русских поселенцев XVIII века в Забайкалье). В соответствии с программным замыслом А. Прибылов в «Танце чабанов» изложил и развил ряд собственных мелодических образов, отражающих манеру бурятских народных ёхорных напевов-наигрышей. Композитор всеми выразительными средствами усиливает национальное начало (пентатоническую мелодику) — так, в лаконичном вступлении трелеобразная фигурация домр утолщена в кварту, в фигурированном басу у низких струнных повторяется ход по ангемитонному трихорду.

К сочинениям в бурятском стиле в сфере русских народных инструментов относится миницикл для баяна-соло, носящий нейтральное определение — «Прелюдия и токката» (1982) и основанный на ангемитонном тематизме, ритмо-интонации которого восприняты из бурятского мелоса — фольклорного или композиторского. Такова и первая тема Прелюдии, построенная на характерных пентатонических попевках, чаще в объёме ангемитонного трихорда и частично утолщённых в кварту, что усиливает бурятское национальное начало. По отзывам специалистов, А. Прибылов уже в первых своих сочинениях для ОБНИ проник в специфику бурятских народных инструментов. В частности, дирижёр В. В. Китов отметил: «А. Прибылов знает тембровую сферу бурятского оркестра, возможности его инструментов, что позволило ему найти интересные приёмы изложения и развития тематического материала» [c. 122].

Для нового состава ОБНИ А. Прибылов написал одно из своих наиболее интересных и значительных произведений — музыкальную картину «Размышление в дацане» (1997), в которой отразились, по пояснению композитора, его впечатления от посещения Иволгинского буддийского храма-монастыря. Задачей композитора в данном случае стало не только воспроизведение бурятского национального музыкального колорита, но и «музыкальной атмосферы» буддийского богослужения — звучности дацанского оркестра-ансамбля. Главное средство для достижения этого — тембровая совокупность оркестра (весь упомянутый состав, увеличенная группа ударных, в том числе, колокольчики, являющиеся важным составляющим для создания ритуального настроя в дацане), пентатоничность мелодических линий, нетерцовые (кварто-квинтовые и секундовые) вертикали. Начальная четырёхзвучная ангемитонная попевка напоминает по складу старинные бурятские эпические напевы. В дальнейшем, варьируясь и окрашиваясь в различные тембры, она проходит через всю картину. Её «поют» хуры вначале в унисон, а затем в квартовом утолщении. Опорой служит органный пункт контрабасовых хуров и удары литавр, имитирующих гонги, традиционно сопровождающие молитвенное действо в дацане:

В своих «бурятских» сочинениях для оркестра русских народных инструментов композитор продолжает традицию, воплощение которой О. Куницын, характеризуя сочинения русских мастеров, положивших начало бурятской профессиональной музыке (П. Берлинский, В. Морошкин, М. Фролов, С. Ряузов, Л. Книппер, Б. Майзель), определил так: “«листья» с пентатонической «ветви» мощного «дерева» русской музыки о Востоке” [c. 108]. Со временем творческие поиски А. Прибылова привели его к всё более глубокому проникновению в особенности музыкального мышления бурят — и в музыкальном фольклоре, и в композиторском творчестве.

 

[Из материалов работы Клепченко Анастасии Викторовны]



Персоналия / МКС категория

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Поделиться в социальной сети: