Персоналия: Григорян

Персона
Фамилия:Григорян
Имя и отчество / Имя:Грант Абрамович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1919
Дата смерти (год, месяц, день):1962

Очерк

Композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Родился в Сухуми, во второй половине 1930-х гг. окончил Бакинское музыкальное училище как скрипач, в 1940 г. призван в армию, в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии (1940-1947) в качестве скрипача и композитора. 1947-1952 гг. учеба в Московской косерватории в классе композиции Е.К. Голубева. С 1952 г. Григорян жил и работал в Якутии, преподавал в Якутском музыкальном училище.В Якутию Григорян приехал высокопрофессиональным композитором, автором двух опер, кантаты, двух скрипичных концертов, симфонии, камерных ансамблей, вокальных циклов, большого количества обработок народных песен. Формирование Григоряна происходило в атмосфере восточной музыки. Он вырос в армянской семье, сохранившей язык, обычаи, народную песню. Детские и юношеские годы прошли в Грузии, среднее музыкальное образование он получил в Азейрбайджане, в армии служил на Дальнем Востоке. Запись и обработка армянских, грузинских, айзербайджанских, китайских, корейских песен, мелодий российских дальневосточных народов заняли большое место в первый, доякутский период его творчества, подготовив интерес к якутскому фольклору. Расцвета творчество Григоряна достигло именно в Якутии.В традиционной музыке якутов Григорян выявил и творчески преломио свойства, заключенные в контрасте бытовых песенно-танцевальных жанров стиля дэгэрэн ырыа и тойука, ведущего жанра устного профессионального творчества тойуксутов и олонхосутов в стиле дьэрэтии ырыа. Своим творчеством Григорян доказал, что в контрасте этих двух стилей заключается важный принцип драматургии и организации циклической формы. Он создалякутский вариант двухчастного цикла с импровизационной первой и быстрой танцевальной второй частями ("Импровизация и якутский танец"). Он показал, что композиционные закономерности тойука заключают богатые возможности построения крупной одночастной формы, соединив сонатную форму с импровизационной формой тойука (Скрипичный концерт). В народном творчестве якутов Григорян нашел основу для национально-характерного решения сценической оратории ("Якутская праздничная"). Он создал первую якутскую лирико-эпическую оперу, исключив цитирование народного мелоса в качестве тематической основы и использовав контраст якутских стилей в решении оперных форм ("Лоокут и Нюргусун"). Фортепианный цикл "Размышления на берегах Лены" - первое значительное произведение якутской камерно-инструментальной музыки. Григорян глубоко проник в ладовую организацию тойука, нашел для нее применяемый и сегодня термин "раскрывающийся" лад. Опора на якутские истоки характеризует тематизм, гармонию, фактуру, весь комплекс музыкально-выразительных средств в музыке Григоряна. В историю музыкальной культуры России Григорян вошел как основоположник якутской композиторской школы. Его принципы нашли продолжение и развитие в творчестве последующих поколений якутских композиторов.

Головнева Н. И.



Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / Вид деятельности

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Поделиться в социальной сети: