Персоналия: Еременко
Очерк
Еременко Галина Анатольевна (р. 10.2.1949) – музыковед, кандидат искусствоведения, доцент (1988), профессор (2012) кафедры истории музыки. В 1972 г. окончила ТКФ НГК (класс кандидата искусствоведения, доцента В. М. Калужского), в 1979 г. – аспирантуру ЛОЛГК. В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию «Экспрессионизм и творчество композиторов Новой венской школы 1910-х годов» (научный руководитель – профессор С. Н. Богоявленский).
Читает курсы истории зарубежной музыки XX в., истории современной музыки и современного музыкального театра. Подготовила свыше 60-ти специалистов-музыковедов, научный руководитель кандидатских диссертаций Е.Н. Шульги (кандидат искусствоведения, преподаватель ДШИ), Н.М. Найко (заведующая кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствознания, доцент КГАМиТ), Ю.В. Антиповой (доц. кафедры истории музыки НГК), И.Г.Яськевич (кандидат искусствоведения, проректор по научной и творческой работе НГТИ).
Научные интересы Е. связаны с культурно-историческими и жанрово-стилевыми проблемами западного и отечественного искусства ХХ в. В числе 50 публикаций: «Фаустианские мотивы в опере И. Стравинского “Похождения повесы”»; «Воплощение интеллектуальной образности в музыке ХХ в.»; «”Насмешливое вдохновение или вдохновенная насмешка”: метод пародии в “Мавре” Стравинского по “Домику в Коломне” Пушкина»; «”Дон Жуан” Н. Ленау и Р. Штрауса: два прочтения “вечного” образа», «Морской пейзаж в симфонических эскизах К.Дебюсси. Образ и стиль», «Проблемы экспрессионизма в исследовательских позициях и суждениях»; «Вербальное и невербальное “слово-символ” в инструментальной музыке А.Шенберга», «Трагический след Первой мировой войны в европейском искусстве и музыке». Особый аспект научно-творческой работы Е. – методология музыковедческого анализа, по проблемам прочтения содержательного плана музыки опубликован ряд статей: «Семантическая интерпретация музыкального произведения: (процедура вхождения в смысл музыки)», «”Алгоритмы” содержательного прочтения интонационного слоя музыки», «Путь к смыслу условных образов в музыке ХХ века: (на материале балета И. Стравинского «Агон»)», «Интерпретация смыслов фонического слоя музыки (на примере ор.16, №3 А.Шенберга)» «Ключи к проникновению в содержательный план музыкального произведения».
В сфере внимания Е. находятся вопросы вузовской музыкальной педагогики. Она автор учебника для музыковедов «Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века», ряда учебных пособий («Симфоническая музыка западноевропейских композиторов первой половины ХХ века», «История зарубежной музыки от рубежа ХIХ-ХХ до середины ХХ века», «Воплощение конфликта в симфонических произведениях западноевропейских композиторов рубежа-первой половины ХIХ в.», «Инструментальное творчество композиторов новой венской школы»), научно-методических статей по проблемам профессиональной подготовки музыковеда, составитель авторских программ к читаемым курсам.
Творческое, научное, религиозное событие / Персоналия
- Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны ( Участник )
- Пушкин и русская художественная культура ( Участник )
- Великие сюжеты в музыкальном искусстве и литературе ( Участник )
- Музыкальная культура как национальное и мировое явление ( Участник )
- Периферия в культуре ( Участник )
Персоналия / МКС категория
- Академическая
- Высшее
- Исследователи(Персоналии)
- Наука о музыке(Музыкознание)
- Образование и просвещение
- Персоналии
- Просветительство
- Профессиональное