Произведение: Все в лунном серебре.
Название оригинальное: | Все в лунном серебре. |
---|---|
Тип композиции: | Простая |
Состав исполнителей: | Ятага |
Аннотация
Опус Л. Н. Санжиевой «Все в лунном серебре» примечателен в контексте творчества композитора.
Автором использован традиционный восточный (бурят-монгольский) инструмент - ятага (ее двадцатиоднострунная разновидность), тембр который обеспечивает легкое, воздушное звучание, ассоциируется со сферой раздумья, созерцания.
Образ связан с поэзией Востока и навеян строками Осима Рёта:
«Всё в лунном серебре...
О, если б вновь родиться
Сосною на горе!»
Хайку (хокку) Осима Рёта (1707 ̶ 1787) посвящены жизни природы и жизни человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Не отождествляя в данном произведении медитацию с духовно-религиозными практиками напрямую, бурятский композитор связывает ее с состоянием размышления, созерцания, концентрации.
В пьесе Л. Н. Санжиевой мастерски передана атмосфера стихотворения: опус отличается тончайшей звукописью, отражающей грани и нюансы лирического настроения, а также красоту пейзажа. В музыке преобладает линеарность мышления, фонизм над функциональностью, созерцательность и медитативность – над действенностью. Образу соответствует медленный темп, звучность преимущественно в диапазоне от p до mf, одноголосное развертывание основной темы, импровизационность, основанная на вариантах основного тематического материала.
Базовый звукоряд произведения представляет ангиметонная пентатоника, тематический материал состоит из двух элементов. Первый включает в себя короткую ритмическую фигуру ямбической природы, которая обозначает основной устой. Второй элемент не контрастирует первому, но дополнен ритмической фигурой импровизационного характера, которая в дальнейшем положена в основу развертывания тематизма.
Развитие материала включает ритмические, звуковысотные, регистровые, трансформации основного тематического комплекса, обогащение звукокрасочными созвучиями – аккордами на основе кварто-квинтовых соотношений (аккорды не несут гармонической функциональной нагрузки). Реприза неточная, она содержит варьированное изменение начальных элементов.
В коде представлен остинатный ритмический рисунок, состоящий из импровизационных по характеру пассажей. Можно сказать, что произведение отсылает слушателя к религиозной составляющей традиционной культуры Бурятии – к буддизму (ламаизму).
Известно, что Л. Н. Санжиева исповедует учение Буддизма , поэтому ее интерес к медитативному направлению в музыке поддерживается личной духовной практикой.
С. С. Шилов.