Произведение: "Тобольская симфония"
Название оригинальное: | "Тобольская симфония" |
---|---|
Состав исполнителей: | 3 солиста, хор и группа инструментов. |
Дата создания: | 1971-02-17 |
Премьера: | 1973-11-19 |
Оглавление: | 1. О древнем 2. Ермак на Тоболе 3. Благовест 4. Государевой милостью 5. Виват 6. Боги 7. Аллилуия 8. Неправды 9. Проповедь Словцова 10. Алфавит о каторжниках 11. Виселицы 12. Падение Орла 13. Эпилог
|
Текстовая основа
Царские указы, Протоколы Третьего Отделения Собственной Его Величества Канцелярии, послание Н. Скалозубова Столыпину, Проповедь П, Словцова, поэма "Зангези" В. Хлебникова (фрагмент), Псалом: 1:3; Псалом 11: 2-3; Псалом 17: 5-6; 8-9; Псалом 21: 27-28; Псалом 36: 1-3; Псалом 50: 12, 14; Псалом 76: 3-7.
Аннотация
В рукописи отмечены даты начала: 12.01.1971 и окончания: 17.02.1971 работы.
От автора (в тексте полностью сохранена орфография А. Ф. Мурова)
«Тобольская симфония»
Обращают на себя внимание следующие особенности сочинения:
I. Текст.
Автор пользуется:
- Подлинными историческими документами (царские указы, протоколы жандармерии, послание Н.Скалозубова Столыпину, проповедь П.Словцова и др);
- Использована глава о Ермаке из поэмы Велимира Хлебникова «Зангези»;
- Псалмы являются не только историческим фоном и назидательными цитатами, но (с чисто музыкальной, драматургической стороны) теми связками, или теми обобщающими фазами цикла, которые придают всему сочинению конструктивную «прочность» (эта традиция идет от Баха.)
II. Структура симфонии.
В произведении - 12 частей, которые можно было бы назвать 12-ю эпизодами, т.к. автор стремится к сквозному движению, формированию целого, когда каждый последующий эпизод является органическим продолжением предыдущего. Подобная логическая схема, также как и многообразные средства развития музыкальных тем, их разработка, очевидно позволили автору назвать это сочинение СИМФОНИЕЙ, а не кантатой, или ораторией.
III. Темы.
Композитор не пользуется бытовыми и жанровыми темами. Мелодический облик симфонии ассоциируется скорее с традициями русского православного пения, хотя автор нигде не пользуется цитатами.
Большую роль в Симфонии играет четырехзвучная тема – анаграмма DEСH, латинские буквы которой образуют инициалы ДШ – Дмитрий Шостакович (напомним, что Симфония посвящена Д.Д.Шостаковичу). Мелодическое богатство этой лаконичной темы позволяет автору добиваться большого драматического эффекта.
IV.Исполнительский состав.
Тобольская симфония – сочинение прежде всего – ХОРОВОЕ. Хор несет все основные нагрузки, как смысловые, так и конструктивные, но, бесспорно, обогащают партитуру и сольные партии (альта, тенора и баса), которые на слух очень просты, но эта простота и составляет главную артистическую трудность для исполнителей. Тем не менее, певцы В.Кочур, В.Егудин и А.Басалаев превосходно справились со своими творческими задачами и спели свои партии увлеченно, достоверно, с большой эмоциональной отдачей. Необычной для симфонии является партия чтеца (засл.арт А.Лосев). Его текст так органично вписывается в музыкальную ткань сочинения, составляя одну из его красок, его ритма, его формы. Этому способствует тот факт, что декламатор выступает как бы в разных ролях. То мы слышим голос объективного рассказчика, то персонифицированный в полицейского чиновника, или Тобольского Губернатора, но во всех случаях А.Лосев точно доносит мысль и характер эпизодов.
Оркестр состоит из 8 исполнителей: шесть ударных (концертмейстер В.Сурначев), рояля (М.Богуславский) и арфы (Н.Покровская).
Присутствие большого числа звенящих инструментов позволяет автору широко пользоваться разнообразными колокольными эффектами, которые играют большую роль в раскрытии замысла и в решении колористической стороны произведения.
Мы слышим колокола торжественные и праздничные («Благовест», «Аллилуя»), или драматические, метущиеся («Виселицы»), или одинокие и тоскливые («Алфавит о каторжниках»).
Разумеется, необычно для симфонии, что отсутствуют смычковые инструменты, но их роль в данном сочинении восполняет опять-таки хор.
Хоровые фактуры очень многообразны и трудны для исполнения.
От еле слышно тревожного шепота до плотных, напряженных атональных наложений, от строгого кантового четырехголосия и широкого распева до пуантилистических перекличек голосов, торопливых и возбужденных. Это создает очень широкий диапазон динамических приемов, которые опять-таки «работают» на остро драматическую конфликтность этой музыкальной композиции.
Руководитель студенческого хора Новосибирской консерватории В.Мартынов проделал огромную работу в прочтении этой сложной партитуры и сумел добиться впечатляющего, яркого исполнения.