Произведение: Лик богини

Произведение
Название оригинальное:Лик богини
Состав исполнителей:

Солисты, кордебалет, симфонический оркестр. 

Дата создания:1979
Премьера:1990

Текстовая основа

Либретто Г. Майорова по новелле монгольского писателя Бямбын Ринчена[1] «Рука богини»


[1] Ринчен Бимбаев или Еншөөбу овогт Бямбын Ринчен (1905 – 1977) – монгольский писатель, этнограф, историк. 

 


Аннотация

Либретто спектакля написано Г. Майоровым. В балете нет адресации к далекому мифологическому прошлому, теряющемуся в глубине веков, к обобщенным образам - героями красивой легенды стали вполне реальные прототипы. Однако, с другой стороны, композитор не стремился представить здесь живых людей с их достоинствами и недостатками, и их образы в балете не несут черт исторической достоверности – персонажам придана определенная однозначность, идеализированность, характерная для легендарных героев и, думается, мы вправе считать этот опыт продолжением сложившихся традиций бурятского сказочно-легендарного балета (вслед за Ж.А. Батуевым, Б.Б. Ямпиловым). По сравнению с творчеством композиторов старшего поколения, в произведении Ц.И. Ирдынеева прослеживаются новые черты: основной акцент в истории, рассказываемой в сочинении, сделан на ее этической стороне, на идее главенства нравственных ценностей и на самоценности искусства. Индивидуализированность созданных образов, динамичность действия, мастерски воспроизведенный колорит эпохи и культуры, а также наличие характерных танцев и сцен, предусмотренных сюжетом (таких как мистерия Цам и ламаистские обрядовые действа), во многом продиктовали средства его воплощения, обеспечили эффектность, сценичность спектакля.

В основу партитуры легло множество интонационных источников: бурятская и монгольская фольклорная песенность, ритмический и интонационный фонд традиционного эпоса, элементы ламаистсткой и буддийской обрядовости, а также религиозной мистерии Цам. Кроме того, поскольку время профессионального композиторского становления Ц.И. Ирдынеева пришлось на 1960-е – 1970-е годы, т. е. на период общего увлечения новыми звуковыми реалиями и техниками, композитор отдал дань поискам своего собственного решения и в рамках этих новых музыкальных реалий. В балете бурятского композитора щедро использованы возможности сонорных колористических эффектов и приемов линеарного развития, которые в чем-то перекликаются с принципами традиционной работы с материалом. Была стилизована обрядовая музыка ламаистского молебна (1-е действие), для чего в партитуру включена характерная имитация службы, выполненная с помощью тембров ударных инструментов или поющего без слов хора. (Отметим, что подражание не было внешним: Ц.И. Ирдынеев являлся экспертом в области буддийской музыки.) Экспрессивные интонации обогатили мотив бурятской народный песни в Монологе Возлюбленной из первого действия, способствуя выражению душевных переживаний героини. Аналогично была решена финальная сцена, в которой мелодия старинного песнопения приобрела торжественно-гимнические черты. Очевидно, что данный спектакль был больше подвержен влияниям иносистемных (не связанных исключительно с бурятской музыкальной традицией) элементов, чем созданные ранее. В результате «Лик богини» стал новой ступенью в современной бурятской хореографии и театральном искусстве, а заложенная в нем высокая идея, связанная с провозглашением общечеловеческих ценностей, явилась залогом его сценического будущего. 



Произведение / МКС категория

Произведение / Форма исполнения

Жанр / Произведение

Персоналия / Произведение

Премьера (место)

Поделиться в социальной сети: