Коллектив: Кафедра народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Коллектив
Название (соврем.):Кафедра народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Дата создания:1957

Очерк

Кафедра народных инструментов в течение первого учебного года (1956/57) существовала как методическое объединение. В качестве самостоятельного структурного подразделения вуза она действует с осени 1957 г. Создавал кафедру и в течение 15 лет (1957–1972) возглавлял ее доцент В. А. Подъ­ельский. С 1972 по 1978 г. кафедрой заведовал профессор В. П. Гусев. С 1978 г. бессменный руководитель кафедры – профессор Г. П. Черничка.

Кафедра народных инструментов НГК осуществляет подготовку исполнителей на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре; преподавателей, дирижеров оркестра народных инструментов. Для подготовки высокопрофессиональных музыкантов используется комплекс учебных дисциплин: специальный класс по отдельным инструментам, ансамбль, дирижирование, методика и практика работы с оркестром, чтение партитур, инструментовка и инструментоведение, аранжировка, обработка, методика преподавания игры на струнных инструментах, методика преподавания игры на клавишных инструментах, педагогическая и производственная практика. Соответственно определилась структура педагогического состава, способного обеспечить учебный процесс.

Основоположник кафедры, ее первый заведующий, доцент В. А. Подъельский в 1950–1960‑е гг. сформировал высокопрофессиональный коллектив преподавателей, заложив прочные основы для последующего его успешного развития. Преобладали молодые музыканты, выпускники ведущих российских и украинских музыкальных вузов: ГМПИ им. Гнесиных, Ленинградской, Киевской, Львовской, Харьковской консерваторий; баянисты А. А. Лубенников, В. С. Ефимичев, А. В. Рыбалкин, А. В. Сахаров, домрист Ю. В. Носков, балалаечник Б. М. Стус. Представитель старшего поколения – балалаечник Е. А. Волков. Класс дирижирования вели опытные музыканты, дирижеры-симфонисты: А. И. Жоленц, И. А. Зайдентрегер, А. А. Копылов, И. Г. Чуд­новский, Ю. И. Николаевский, Д. М. Орлов. В. А. Подъ­ельский руководил оркестровым классом, был дирижером студенческого оркестра народных инструментов. Многогранность музыкальных знаний и широкая эрудиция позволили ему вести также классы домры, балалайки, гитары, инструментовки, дирижирования. В 1960-е гг. в педагогический коллектив кафедры вливаются первые выпускники НГК – баянисты Г. Н. Житихин и Д. Г. Ермаков, домристы Б. Г. Мачин и Ю. Ф. Селюк, балалаечник Н. Н. Самойлов. В дальнейшем обновлении и развитии педагогического коллектива также участвуют выпускники ведущих вузов страны и Новосибирской консерватории.

Существенные изменения педагогического состава произошли на рубеже 1960–1970‑х гг. Часть преподавателей уехала из Новосибирска, пополнение составили в 1970-е гг. баянисты Г. П. Черничка, А. А. Ручин, Г. А. Розанов, домристы Г. Э. Мартьян, В. В. Владимиров, Е. П. Янковская, балалаечник А. М. Клюев, дирижеры В. П. Гусев, В. Ф. Коваленко, В. Ф. Каленов, В. В. Небольсин. В 1980-е гг. – баянисты А. В. Кру­пин, А. И. Амеличкин и М. М. Рейнгардт, домрист В. И. Шепель, гитарист А. Г. Бур­ханов, дирижеры Е. И. Шестаков, Б. Г. Ривкин, В. И. Прасолов, В. Е. Брозе. Новый этап в развитии педагогического коллектива кафедры определили 1990-е гг. На педагогическую работу были приглашены молодые музыканты, выпускники НГК: баянисты А. Н. Романов,
В. В. Гайдуков, С. Ф. Ларионов, домрист А. В. Кугаевский, гитарист М. В. Гольдорт, дирижеры Ю. А. Милованова, И. И. Новиков и др.

В 2005 г. членами кафедры являются профессора Г. П. Черничка, А. А. Ручин, А. В. Крупин, Е. П. Янковская, И. А. Зайдентрегер, доценты А. Н. Романов, А. В. Кугаевский, А. Г. Бурханов, Н. Н. Самойлов, В. Ф. Каленов, старший преподаватель А. И. Амеличкин, преподаватель Ю. А. Милованова. С 1990 г. с кафедрой сотрудничает, являясь ее членом, композитор С. Тосин.

За годы своего существования кафедра подготовила более семисот специалистов – солистов, ансамблистов, оркестровых музыкантов, дирижеров, преподавателей. Нередко выпускники кафедры являются администраторами – директорами учебных заведений и других учреждений культуры. Они работают в городах России, СНГ, Германии, Франции, Израиля, США. Многие выпускники имеют звание народных и заслуженных артистов, заслуженных работников культуры, являются лауреатами международных и отечественных конкурсов. В числе крупных деятелей отечественной музыкальной культуры и стран СНГ – народный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер оркестра русских народных инструментов ГТРК «Новосибирск», профессор В. П. Гусев; заслуженный работник культуры, художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра народных инструментов, директор Читинского музыкального училища Э. С. Маковский; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Алтайского университета Н. А. Корниенко; заслуженный работник культуры, заведующий кафедрой народных инструментов Кемеровской академии культуры и искусств, профессор Г. И. Голицын; кандидат педагогических наук, профессор Кемеровской академии культуры и искусств А. П. Мохонько; лауреат международного конкурса, заведующий кафедрой, профессор Кемеровской академии культуры и искусств А. М. Таю­кин; доктор педагогических наук, профессор университета повышения квалификации работников образования в Новосибирске Л. И. Боровиков; заслуженный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Великорусского оркестра «Сибирь» (Барнаул) Е. И. Борисов; лауреат международных и всесоюзных конкурсов, профессор Алма-Атинской консерватории (Казахстан) А. М. Гай­син; доктор философских наук, профессор Донецкого института искусств (Украина) И. П. Шитов; заслуженный работник культуры РФ, профессор НГПУ, директор оркестра народных инструментов ГТРК «Новосибирск» Н. В. Строкатов и многие другие.

Деятельность кафедры народных инструментов НГК изменила ситуацию практически во всех сферах, связанных с народно-инструментальной культурой: в образовании, концертной жизни, в кадровом составе и качестве работы исполнительских коллективов, стимулировала развитие композиторского творчества, открыла новую тему в новосибирском музыкознании, на новый, более высокий уровень перевела развитие самодеятельного исполнительства на народных инструментах.

Преподаватели кафедры первого же поколения не ограничивали педагогическую деятельность только стенами вуза. Параллельно с вузовской, работу в музыкальном училище начали В. А. Подъельский, А. А. Лубенников, Ю. Н. Носков, Е. А. Волков, А. И. Жоленц, а вскоре и первые выпускники Д. Г. Ермаков, Г. Н. Житихин, Б. Г. Мачин, Н. Н. Самойлов. Установившиеся связи между кафедрой народных инструментов НГК и аналогичным отделением музыкального училища, сейчас колледжа им. А. Мурова, остаются прочными на протяжении пяти десятилетий. Достаточно сказать, что в настоящее время колледж возглавляет выпускник НГК В. И. Ано­хин, организацией научной деятельности руководит заместитель директора, доцент НГК В. Ф. Каленов, класс балалайки ведет доцент Н. Н. Самойлов.

С открытием ССМШ при консерватории в 1970 г. (сейчас НСМШ), лицея НГК в начале 1990-х, трансформированного затем в колледж, кафедра получила возможность непосредственно участвовать в воспитании музыкантов с раннего детского возраста и направлять развитие детской педагогики. Результаты работы кафедры в этой области столь значительны, что сегодня можно говорить о новосибирской народно-инструментальной школе. Профессора Г. П. Черничка, Е. П. Янковская, А. В. Кру­пин, А. А. Ручин, доценты А. Н. Романов, А. В. Кугаевский, Н. Н. Самойлов входят в число ведущих российских специалистов в области детского музыкального образования.

Наглядные примеры успехов кафедры в воспитании дирижеров и оркестровых музыкантов дает деятельность оркестра ГТРК «Новосибирск», одного из четырех оркестров России, имеющих статус академического. С 1972 г. художественным руководителем и главным дирижером оркестра является народный артист РСФСР, профессор В. П. Гусев, выпускник НГК по классу баяна А. В. Рыбалкина и по классу дирижирования И. А. Зайдентрегера. В качестве дирижера выступает в ответственных концертах ученик В. П. Гусева Р. Дильмухамедов. Практически весь состав оркестра сформирован из выпускников НГК. В числе ведущих музыкантов – заслуженные артисты России Н. Н. Самойлов, В. М. Талебаровский, В. Г. Ефи­мов, заслуженный работник культуры Н. В. Строкатов и др. Концертмейстер группы балалаек А. Гуревич – заслуженный артист РФ, балалаечник-виртуоз, один из ведущих современных исполнителей на струнных народных инструментах в России – выступает с сольными концертами.

Многие выпускники НГК возглавляют творческие коллективы в разных городах России: Э. С. Ма­ковский – в Чите, Е. И. Борисов – в Барнауле, С. А. Брык – в Магнитогорске, В. С. Тока – в Кызыле, Ю. Е. Гуров – в Москве и т. д. Немало выпускников, получив профессию дирижера оркестра народных инструментов, в дальнейшем прошли курс оперно-симфонического дирижирования и стали дирижерами симфонических оркестров музыкальных театров и филармоний. В их числе В. И. Прасолов, А. В. Гирш, Н. И. Кисленко, Е. И. Шестаков, В. Ф. Коваленко, О. В. Бураков и др.

С первых лет существования кафедра стала методическим центром преподавания игры на народных инструментах в Сибири. Начиная с 1964 г. систематически проводятся семинары и конференции преподавателей музыкальных училищ и ДМШ сибирского региона, а с 1966 г. – конкурсы учащихся. Преподаватели кафедры выезжают в учебные заведения Сибири с мастер-классами, консультациями, лекциями, докладами, концертами, участвуют в работе жюри конкурсов и фестивалей. Они ведут занятия по комплексу дисциплин, связанных с подготовкой музыкантов-«народников» на факультете повышения квалификации НГК. Е. П. Янковская организовала и провела двухгодичные курсы повышения квалификации для преподавателей учебных заведений Томской и Кемеровской областей. За время существования кафедры народных инструментов НГК и при непосредственном и активном участии преподавателей и выпускников детское и среднее народно-инструментальное образование в Новосибирске сделало резкий скачок. Свидетельство тому – классы баяна, домры, балалайки, гитары, оркестры и ансамбли народных инструментов в 30 ДМШ и ДШИ, деятельность четырех средних учебных заведений в подготовке кадров и в музыкальной жизни Новосибирска.

Преподавателями кафедры создано большое количество учебных пособий, методических разработок, программ для разных ступеней музыкального образования – от ДМШ до вуза: сборники этюдов для домры Ю. В. Носкова и Б. Г. Мачина, «Пьесы для начинающих оркестров» В. А. Подъ­ельского, хрестоматии для баяна А. А. Ручина, «Хрестоматия по дирижированию для студентов факультета народных инструментов» И. А. Зайдентрегера, сборники произведений для баяна, аккордеона, домры А. А. Ручина, А. Е. Романова, Е. П. Янковской, «Программа для ДМШ по обучению игре на гармони» А. В. Крупина (в соавторстве с А. А. Михайловым), «Методические указания по истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах» В. Ф. Каленова, «Инструментовка для оркестров гармоник (баянов)» А. В. Рыбалкина, «Технические требования для балалайки» Б. М. Селюка, «Ежедневные упражнения для развития технических навыков игры на баяне» А. В. Сахарова, «50 исполнительских трудностей домриста», «Вопросы домрового репертуара» Е. П. Янковской, «Практические аспекты техники звукоизвлечения на начальном этапе обучения баянистов» А. Н. Ро­манова, совместная работа А. В. Крупина и А. Н. Романова «Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне», выдержавшая уже два издания, и др.

Большое значение в деле пополнения учебного репертуара и учебных пособий имеет редакторская и издательская деятельность доцента В. Ф. Каленова на посту главного редактора Новосибирского музыкального издательства «Классик-А», только за 2002–2005 гг. опубликовавшего более 40 нотных сборников педагогического и концертного репертуара.

Высокая результативность кафедры народных инструментов в воспитании музыкантов определила ее авторитет среди вузов страны. Неслучайно в 1969 г. НГК стала базой проведения Всесоюзного конкурса исполнительского мастерства студентов музыкальных вузов. Звание лауреата получила студентка НГК, домристка А. Нагибина. В 1979 г. в Новосибирске состоялся Первый всесоюзный конкурс баянистов-аккордеонистов, в числе лауреатов – воспитанники Новосибирской консерватории М. Рейнгардт и А. Гайсин. Знаменательным событием в жизни Новосибирска стал Первый всесибирский фестиваль баянного и аккордеонного искусства, состоявшийся в феврале 1992 г.

Научная работа кафедры связана с методическими проблемами, историей музыкальной культуры Сибири и российской кампанологией. Научно-методические работы посвящены в основном вопросам воспитания личности. Таковыми являются «Комплексное воспитание юного музыканта» Е. П. Янковской, цикл статей В. Ф. Каленова: «Народная культура и традиционное художественное воспитание в духовном становлении личности», «Приоритет художественного воспитания подрастающего поколения как принцип программно-целевого программирования», «Художественный блок школы и его значение в решении проблем массового эстетического воспитания», «Раннее художественное развитие детей: диагностика, формы и методы обучения».

Одним из авторитетных специалистов современной кампанологии в России является доцент кафедры С. Г. Тосин. Он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская звонница: конструктивные особенности и вопросы исполнительства», он автор монографии «Колокола и звоны в России», «Звонница на рубеже тысячелетий», «Вновь зазвонят колокола», учебного пособия «Искусство колокольного звона», ряда научных и популярных статей.

Научно-исследовательский принцип присутствует в деятельности А. Г. Бурханова – руководителя ансамбля старинной музыки «Insula magica». Так, исполнение «Тобольского манускрипта» Густава Блидстрёма, составление программы русской музыки из первых печатных сборников потребовало предварительного научного исследования нотного материала, реконструкции манускрипта, аранжировки материалов сборников. Научного подхода требует воссоздание костюмов той или иной эпохи, сценической атрибутики литургических драм, исполняемых в версии кукольного театра.

За почти полувековой период своего существования кафедра народных инструментов достигла значительных результатов в подготовке специалистов высшей квалификации, внесла ощутимый вклад в развитие музыкальной культуры Новосибирска и Сибири. Ее достижения выдвинули Новосибирск в один из центров народно-инструментальной культуры России.

Н. И. Головнева,

О. Б. Крокушанская



Коллектив / МКС категория

Коллектив / Тип коллектива

Географический пункт современный

Географический пункт создания

Принадлежность к учреждению

Руководитель коллектива (соврем.)

Руководитель коллектива (истор.)

Персоналия / Коллектив (место работы)

Поделиться в социальной сети: