Массовая

  Феномен массового искусства (и музыка, в частности) давно рассматривается как полноценный участник культурного процесса, как т.н. «третий» пласт, наряду с классико-академическим и фольклорным. В условиях современного транскультурного пространства массовая музыка Сибири неразрывно связана и является частью российской и – шире - общемировой  практики, во многом перенимая ее особенности (типы бытования, место в социуме, разработка направлений и т.д.). Благодаря теле-, радио-, интернет-коммуникациям такие явления, как рок, поп-музыка, джаз, «легкие» театральные жанры (мюзикл) активно включены в культурную жизнь сибиряков. Вместе с тем, сибирский регион способен предлагать оригинальные художественные проекты, связанные, как правило, с самобытными этническими или ментальными особенностями населения региона (этно-эстрада, сибирский панк-рок). Целый ряд коллективов и представителей сибирской массовой культуры вписаны в историю как уникальные творческие единицы («Калинов мост», «Гражданская оборона», «Нуклеар лось», Татьяна Снежина).

  Культурологическое, социологическое, музыковедческое исследование массовой музыки Сибири возможно с тех же позиций, что и массовая музыка в целом (функционирование стилей и жанров, взаимодействие пластов музыкального искусства, интеграционные процессы, творческие портреты, музыкально-исторические обзоры, локальная специфика и др.). Однако, очевидно, что пока наработки в данном направлении малочисленны и разрознены. Работы по изучению сибирского масскульта даже по отдельным направлениям (рок, джаз, эстрада), городам и областям единичны и претендуют на начальную - летописную (фактологическую) ступень. Слабо зафиксированы события, факты масскультурной истории регионов Сибири, несмотря на то, что свой путь развития бытового музицирования, т.н. развлекательных музыкальных жанров  (музыка быта, увеселений, городских праздников) прошли и продолжают проходить все в своё время открываемые и вводимые в состав Российской империи края и губернии (области). Сложности подобного рода существуют в музыке «третьего» пласта повсеместно: образцы т.н. нонартифициальных музыкальных жанров редко сохраняются в письменных источниках (ноты, афиши, рецензии, статьи в прессе) и расцениваются как третьесортный, низко культурный и малохудожественный материал.

 Будучи включенной в мировое культурное поле массовая музыка Сибири характеризуется тем же набором специфических средств: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», высокая гибкость, коммерческий характер; использование клише при создании ее артефактов, связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры. Возможно выявление ряда её уровней: кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура), мид-культура (культура «средней руки»), арт-культура (мас-культура, не лишенная высокого художественного содержания и высокого эстетического уровня).

  Уже на начальном этапе изучения специфики массовой музыки Сибири можно указать на одно важное качество, продиктованное особенностью заселения этой огромной территории. Речь идёт об отсутствии в сибирском регионе исторически сложившейся и столетиями развивающийся музыкальной культуры городов европейского типа, что существенно сказалось на функционировании образцов всех пластов музыкального искусства, массового в том числе. Все традиции оказались в статусе привнесённых из европейской части, причем не в целостном, а «избирательном», частичном виде. Организация досуга переселенцев, землепроходцев, ссыльных, казаков, промышленников формировала самобытную «развлекательную» среду. Так, своеобразно проявилась в Сибири культура российских «менестрелей» - скоморохов, «придворных» ансамблей.  Зачастую с запозданием   приходили и имели свою «исполнительскую» историю и «рейтинг» произведения музыкально-театральных, песенных массовых жанров. Всё это необходимо учитывать при попытках воссоздания истории массовой культуры Сибири. Изучение же его современного состояния связано со сложностями, сходными с, как уже было отмечено, общероссийской и общемировой практики масскульта: относительно слабый интерес к нему со стороны академического музыковедения (даже по сравнению с социологическими и культурологическими науками); как следствие -  отсутствие исторических  и интерпретационных подходов к событиям и фактам масскультурной жизни.

Антипова Ю. В. 

Коллектив / МКС категория

Произведение / МКС категория

Творческое, научное, религиозное событие / МКС категория

Жанр / МКС категория

Учреждение / МКС категория

Персоналия / МКС категория

Источник / МКС категория

Поделиться в социальной сети: