Персоналия: Тосин

Персона
1478761521.jpg
Фамилия:Тосин
Имя и отчество / Имя:Сергей Геннадьевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1953-06-28

Очерк

Сергей Геннадьевич Тосин – композитор, чье творчество формируется на пересечении многих сфер его деятельности. Он – профессиональный композитор, выпускник ленинградской консератории по классу Мнацаканяна, ученика Шостаковича и следовательно, наследник традиций петербургской школы. Он также большой знаток молодежной массовой культуры, изнутри знающий ее специфику. Кроме того, Сергей Тосин – признанный эксперт в области достаточно эксклюзивного направления знания – в современной кампанологии. И надо назвать еще одно очень важную область деятельности Сергея Геннадьевича – он профессиональный музыковед. Представляется, что именно такой сложный сплав приводит автора к тем решениям и результатам, которые наблюдаются в его произведениях.

Когда слушаешь сочинения композитора, создается ощущение, что в своем творчестве он не следует за модой и не присоединяется к ведущему в данный момент течению в искусстве, а черпает идеи из внутренних ресурсов собственного «Я», подчас весьма неожиданно сочетая различные грани. Круг образов и явлений, интонационных источников и композиторских техник, к которым апеллирует автор, очень широк. Возникает ощущение, что он не оставил без внимания ни одну эпоху и ни один пласт культуры, а переплавил и переосмыслил их сквозь призму восприятия нашего современника. Так, в его Сoncerto non academia «прослушиваются и дальневосточное горловое пение (1 часть и Post scriptum), и индийская традиция (1 часть), и древние центральноазиатские мотивы (1 часть), и альпийский йодль (2 и 3 части), и американский рэп (3 и 4 части), и рок-н-ролл (3 и 4 части), и джаз (3 часть), и колокольный звон (5 часть). Здесь представлены также различные исторические стили (виды) композиторской техники, включая алеаторику (Preambulus) и сонористику (5 часть)». В кантате «Волшебное путешествие» автор обращается к популярнейшим из песен «Битлз», а в другом хоровом сочинении: «Кошачий концерт» - к темам мюзикла Уэббера «Кошки».

И все же в этом многообразии выделяются несколько основных линий работы автора, его поисков. Первое: Исследовательская линия, направленная на изучение возможностей техник и их сочетаний, на поиск неожиданных решений в области уже, казалось бы, давно известного и привычного. Например, что может быть более понятным для музыканта, чем трезвучие Ре-мажор? Однако Сергей Тосин проводит свой собственный анализ его возможностей и создает «Вариации-интермедии на трезвучие Ре-мажор», в которых присутствуют и экскурс в историю, и современность. Другой пример – «White composition» («Белая композиция»), в ней автор исследует возможности белоклавишного звукоряда. Второе направление: тембровые поиски, изучение звука:

Тосин пишет не только для академических составов, но для достаточно редких инструментов и неожиданных сочетаний. Достаточно напомнить такие сочинение как In memoriam – написанное для карильона – западно-европейского колокольного инструмента. Интересны в этом плане «Musica da camera №3» и «Musica da camera №4», первое из них написано для любительского вокального трио в сопровождении гитар и ударно-бытовых инструментов – пустых бутылок, кастрюль, деревянных ложек, и т.д. А второе – «для ансамбля любых голосов на разные лады». Еще одно, третье направление исследований – поиск диалога с музыкантами, поэтами прошлого, с культурами разных эпох. В сочинениях Сергея Тосина звучат переклички с Бахом и Штраусом, возникают цитаты Dies irae и BACH, уже упомянутые темы Уэббера и песен «Битлз». Язык композитора сложен, проникнут символикой, требующей обширных знаний и вдумчивого вслушивания. Концерт-симфония «Aescis», который прозвучит сегодня – пример такой сложной зашифорвки. Символичным является и название концерта «Arcangelo», данное по имени Арканжелло Корелли – яркого представителя эпохи Барокко. Здесь автор обратился к стилю, образам и музыкальным формам барокко. При такой цели заманчивой была бы идея стилизации творчества великих мастеров прошлого, однако Сергей Тосин предпочел иное решение, наполнив барочные модели современным содержанием и современным музыкальным языком. Так, название концерта-симфонии для баяна, щипковых и ударных инструментов «AЕsCis» - закодированное посредством буквенного обозначения музыкальных тонов число 2000. Сочинение посвящено 2000-летию христианства. Этот программный заголовок стал указателем на содержание опуса, и одновременно лег в основу конструктивной базы сочинения, стал источником и принципом организации музыкального материала. В сочинении 4 части, каждая из которых соответствует определенной вехе в истории человечества, этапу познания добра и зла. 1-ая часть – Ante Christum (До христианской эры), 2-ая – Dum spiro, spero (Пока дышу, надеюсь), 3-я – Dies irae (День гнева), финал – Sub specie aeternitatis (С точки зрения вечности). А пронизывающие партитуру музыкальные символы – от суггестивных ритмо-формул ударных до секвенции Dies irae, от фрагмента «Камаринской» до медитации помогают расставить акценты.

В творческом багаже Сергея Тосина большое количество опусов в различных жанрах. С. Г. Тосин – активно пишущий автор, что позволяет в будущем ждать от него новых находок и новаторских решений.



Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Коллектив (место работы)

Ученые степени

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Учителя