Источник: "Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае"

Источник
Название русское:"Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае"
Тип источника:Электронный

Аннотация

«Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае» – статья композитора, пианиста-импровизатора Романа Столяра в сетевой версии журнала «Джаз.Ру»: всё о джазе по-русски. Автор повествует о серии импровизационных практикумов на базе JZ School, организованных с целью создания в Шанхае импровизирующего оркестра – коллектива, который «смог бы полноценно выступать, не прибегая к услугам композитора или дирижёра, создавая музыку в реальном времени». Читателя знакомят  с представителями джазового сообщества, в т.ч. : Алек Хаавик (Alec Haavik) – представитель направлений фри-джаз и фри-импров, Йордан Костов – лидер интернационального коллектива «Paper Killer», а также с содержание концерта, состоявшегося  23 июня 2016 г. на сцене клуба On Stage, в котором выступили двенадцать музыкантов из различных стран мира. Статья содержит фото- и видео-материал.

«…Впрочем, в концерте вряд ли можно было бы определить стилистическую принадлежность каждого участника в отдельности, настолько многие из них в коллективной импровизации отошли от привычных стилевых штампов, подарив шанхайской публике, хорошо с ними знакомой, массу невероятных открытий. Кто бы мог подумать, что солистка популярной группы Rendezvous Элен Менье может звучать как завзятая авангардистка наподобие Мэгги Николс, виртуозная и остроумная Шэнчжи — заставить аккордеон стонать и хрипеть, а тонкий мелодист-классик Штефан Брандель — преображать до неузнаваемости звук смычковых инструментов нетрадиционными игровыми приёмами? Но выступление оркестра не вызвало бы у публики такого резонанса, если бы всё сводилось лишь к демонстрации техники; все импровизации — от камерных трио и квартетов первого сета до трёхчастной «импровизированной симфонии», где одновременно играли все двенадцать оркестрантов, — получились достаточно выпуклыми, яркими, контрастными друг другу, с массой тонких моментов, порождённых глубокой степенью контакта между музыкантами».

 «Сразу же было ясно, что у подавляющего большинства участников опыт игровой практики свободной импровизации стремился к нулю. Поэтому начинали мы с самых элементарных вещей — занимались коллективными упражнениями с концентрацией на разных звуковых параметрах (громкость, длительность, звуковысотность, тембр) и в простейших формообразующих шаблонах, работали над выстраиванием мелодической линии, учились слушать друг друга и действовать сообразно специфике материала, предлагаемого партнёром или партнёрами по ансамблю. Существенное время занимало импровизирование в малых составах — дуэтах и трио, причём организованных таким образом, чтобы в эти составы входили по возможности представители разных музыкальных миров — и здесь универсальность и гибкость шанхайских музыкантов сыграла положительную роль…»

Другие номера и шифры (интерактивные)

    Столяр Р. Сибирский опыт. Как мы делали оркестр импровизаторов в Шанхае / Сетевая версия журнала «Джаз.Ру». Эл. ресурс: http://journal.jazz.ru/2016/08/08/shanghai-improv-orchestra/



Источник / МКС категория

Поделиться в социальной сети: