Персоналия: Юдин

Персона
Фамилия:Юдин
Имя и отчество / Имя:Игорь Владимирович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1953-04-08

Очерк

В 1983 году при активном содействии руководства края и Ленинградской композиторской организации во главе с А. П. Петровым была создана Красноярская организация Союза композиторов России. Одним из представителей Красноярской организации Союза композиторов России является Игорь Владимирович Юдин. Он родился 8 апреля 1953 года в г. Цители-Цкаро (Грузия). <...>

Начальное музыкальное образование будущий композитор получил в г. Приморск-Ахтарске Краснодарского края. Завершив обучение в ДМШ по классу аккордеона, в течение года готовится к поступлению на теоретическое отделение Краснодарского музыкального училища. С огромной благодарностью композитор вспоминает своего школьного педагога по музыкально-теоретическим дисциплинам К. И. Осьминькина, который сумел зажечь в нем не только любовь и преданность музыке, но и смог распознать стремление молодого человека выражать свои мысли и чувства в творчестве.

Поступив в музыкальное училище И. Юдин решил серьёзно заниматься композицией. Однако такого предмета в расписании студентов-теоретиков не было, и, чувствуя, что нуждается в профессиональных советах, рекомендациях, консультациях, юноша стал искать преподавателя сам. Все четыре года учёбы его наставником был член Союза композиторов СССР Николай Михайлович Хлопков. Именно он первым по достоинству оценил ранние опусы молодого музыканта – фортепианный цикл «Эскизы», Два романса на стихи С. Есенина. 

По окончании училища И. Юдин поступает в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского в класс профессора Любви Борисовны Никольской (ученицы М. Штейнберга). С Л. Б. Никольской у И. В. Юдина сложились самые доверительные отношения; забота и требовательность профессора к своему студенту способствовали приобретению мастерства. До конца своей жизни (1994) Никольская интересовалась творческими планами ученика, искренне радовалась его успехам. В Уральской консерватории И. Юдин получил серьёзное и глубокое образование, и, прежде всего, по предметам музыкально-теоретического цикла. Среди любимых дисциплин курс инструментовки и инструментоведения, который вёл замечательный педагог и композитор, заслуженный деятель искусств России Вадим Давидович Биберган. Вспоминая, Игорь Владимирович с особой признательностью называет имя своего педагога по фортепиано, блестящего музыканта и великолепного исполнителя П. И. Постникова (ученика Г. Нейгауза). По словам композитора, именно Постников сумел привить ему любовь к мировой фортепианной музыке.

В годы учёбы И. Юдин создал ряд пьес для фортепиано, сонатину для фортепиано, а также струнный квартет, вокальный цикл на стихи зарубежных поэтов, множество миниатюр для различных инструментов. В 1982 году на государственном экзамене в качестве дипломной работы прозвучали Симфония для большого симфонического оркестра в 2-х частях и Поэма «Зодчие» (по Д. Кедрину) для хора, солистов и камерного оркестра.

По окончании консерватории И. Юдин в течение четырёх лет работал в Северном Казахстане, преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Петропавловском музыкальном училище. В это же время он был принят в Союз композиторов СССР.

В 1986 году композитор приезжает в Красноярск и вот уже более двух десятков лет с этим городом связана его творческая судьба. По его словам, переезд в Красноярск не был случайным. Он давно мечтал работать в большом городе, культурном центре, общаться с профессионалами. «Любой композитор должен расти, расширять свой музыкальный диапазон», — говорит Игорь Владимирович.

Начиная с 1986 года, Игорь Юдин активно включается в работу Красноярской организации Союза композиторов России. Много времени он посвящает педагогической работе, занимаясь композицией с юными музыкантами в ДШИ и ДМШ. С 1993 года преподаёт в Красноярской государственной академии музыки и театра на кафедрах теории музыки и композиции, русских народных инструментов: ведёт курсы чтения партитур, инструментоведения, истории оркестровых стилей. Среди учеников Юдина немало лауреатов и дипломантов международных, Всероссийских и региональных конкурсов. Так, в 2006 году студенты Игоря Владимировича Мария Гохфельд и Владимир Кошелёв были удостоены звания дипломантов Международного конкурса композиторов им. Ю. Шишакова (г. Москва). В 2010 году Тимур Шахов стал лауреатом международного конкурса юных композиторов им. Э. В. Денисова (EDES) (г. Томск), а в 2011 г. – лауреатом IV конкурса композиторов им. А. Ф. Мурова (г. Новосибирск).

Сам И. Юдин считает, что на сегодняшний день в его работе можно выделить два основных направления: творческо-исполнительское и педагогическое.

Творчество – процесс сложный, это огромная, незримая внутренняя работа. Говоря о нём, композитор отмечает, что какие-то произведения рождались быстро, спонтанно, а какие-то – в трудных поисках. Ряд сочинений «выросли» из импровизаций за роялем, некоторые возникли под впечатлением прослушанной музыки, прочитанной книги. Сегодня Игорь Владимирович Юдин создает много музыки по заказу исполнителей. Он всегда стремится учитывать все требования и рекомендации заказчика. Зачастую, именно своим заказчикам – первым исполнителям – композитор посвящает созданные им опусы. Многие произведения написаны для преподавателей Красноярской государственной академии музыки и театра: Концерт для двух домр и оркестра русских народных инструментов (по заказу заведующего кафедрой русских народных инструментов, профессора, заслуженного артиста России В. Зелёного), Квартет для двух труб и двух тромбонов (по заказу С. Горового), Сюита для ансамбля русских народных инструментов (по заказу профессора, заслуженной артистки России Л. Вахрушевой), фортепианная Фантазия (по заказу Д. Приходько) и т. д. И. В. Юдин считает, что он создаёт музыку демократичную, адресованную не только профессионалам: «Музыка должна быть понятна, доступна, но не примитивна». В творческом портфеле красноярского композитора произведения самых разных жанров и стилей. Но для Игоря Владимировича, прежде всего, камерно-инструментальная музыка, как никакая другая, позволяет высказываться с полной откровенностью. Именно жанрам камерно-инструментальной музыки композитор доверяет самые сокровенные мысли, нередко – сомнения. Здесь он экспериментирует, находит свой стиль, оттачивает музыкальный язык.

И. Юдин принадлежит к среднему поколению профессиональных композиторов. Он уверенно владеет широкой гаммой приёмов «академической» композиторской техники, но ему не чужды приёмы, заимствованные из богатейшего арсенала техник композиции ХХ века.  Обширнейшая нотная библиотека, собрание видео и аудиозаписей, собранных Игорем Владимировичем, отразили его интересы к разным музыкальным эпохам и жанрам. Всё это так или иначе имело важнейшее значение для его собственного творчества, формирования музыкального мышления.

В 1989 году композитор в составе советской делегации членов Союза композиторов СССР посетил Польшу и знаменитый фестиваль современной музыки «Варшавская осень». Услышанные произведения, блестяще исполненные, произвели на И. Юдина колоссальное впечатление. «Это был настоящий праздник музыки, длящийся две недели. Исполнялись сочинения композиторов всего мира. Я видел за дирижёрским пультом В. Лютославского и К. Пендерецкого. В Польше я впервые услышал гениальный опус Г. Канчели – «Светлую печаль», — вспоминает композитор.

Незабываемые впечатления оставили в сознании Игоря Владимировича поездки в Турцию и Сирию. «Профессиональная музыка в этих странах – уникальный синтез европейского и азиатского. Считаю, что одним из самых ярких произведений в мировой музыкальной практике является Симфония № 3 Ахмеда Сайгуна».

По мнению Игоря Владимировича, каждый автор имеет право обращаться к разным композиторским техникам в своих сочинениях. Так, например, свободная двенадцатитоновая техника представлена в его Сонате для фортепиано и Романсах на стихи Р. Тагора. Алеаторика встречается в Виолончельном концерте и во II части Квартета для струнных. Сонористику можно обнаружить в ряде симфонических и камерно-инструментальных опусах композитора.

Особый интерес представляют произведения И. Юдина, которые могут быть рассмотрены в русле новой фольклорной волны. Композитор не является сторонником метода цитирования, он свободно претворяет фольклорные ритмоинтонации в своих сочинениях, при этом отчётливо выявляет жанровую основу тематизма, связанную с русскими инструментальными наигрышами, лирической крестьянской песней, плачем, причитанием. К подобным произведениям можно отнести Концерт для двух домр и оркестра русских народных инструментов, Сюиту для ансамбля народных инструментов, которую, по мнению композитора, можно было бы назвать «Сибирь». Образный строй данного сочинения связан с впечатлениями от природы Красноярского края, а истоки музыкального языка следует искать в народной песне.

Композитор часто гастролирует по городам Сибири, выступает с концертами и мастер-классами.

Творческий путь И. Юдина продолжается. У композитора много смелых творческих замыслов, которые, хочется надеяться, в скором времени будут реализованы.

Игорь Владимирович – человек необыкновенного обаяния, доброты, интеллекта и порядочности. Композитор глубоко переживает за судьбу музыкального искусства в сибирском регионе. «К сожалению, – говорит И. Юдин, – музыка сибирских композиторов не частая «гостья» на различных фестивалях в нашей стране и за рубежом. Хотелось бы надеяться, что ситуация изменится, наработанные творческие связи не прервутся, а музыка наших авторов по-прежнему будет интересовать исполнителей и конечно же слушателей!».

Оркестровая музыка:

Симфония № 1 (1982)

Симфония № 2 для струнных (Симфония-концерт) (1989)

Симфония № 3 (1998)

Симфония № 4 (2008)

Симфонические вариации (1981)

«Партита» для струнного оркестра (1990)

Музыка для симфонического оркестра (2004)

Инструментальные концерты:

Концерт для виолончели с оркестром

Концерт для флейты и камерного оркестра

Концерт для скрипки с оркестром

Концерт для двух четырёхструнных домр и камерного оркестра

Кантатно-ораториальные сочинения:

«Зодчие», поэма для хора солистов и оркестра – по поэме Д. Кедрина (1982)

Камерно-инструментальная музыка:

Два струнных квартета

Трио-соната для кларнета, тромбона и фортепиано

Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны

Квартет для двух труб и двух тромбонов

«Музыка трёх флейт» (сюита)

Сюита для ансамбля флейт и фортепиано

Фортепианная музыка:

Соната № 1 (Ирине Евченко)

Фантазия (Денису Приходько)

Вариации на тему из оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Три прелюдии

Сюита

Десять прелюдий

Две пьесы (Марине Визарко)

Сонатина № 1

Сонатина № 2

«Эскизы» (пять пьес для фортепиано)

Сюита для фортепиано в четыре руки («Детская»)

Сюита для фортепиано в четыре руки («Юношеская»)

Камерно-вокальная музыка:

Четыре вокальных цикла:

Два романса на стихи зарубежных поэтов (Р. Тагора и Я. Косты)

Две эпиграммы и эпитафия для баса и фортепиано (стихи Н. Тряпкина)

Четыре стихотворения Иосифа Бродского для баритона и фортепиано

«Запах солнца», вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано (стихи К. Бальмонта) (Елене Семиковой)

Семь детских песен на стихи Ольги Тарабанько

«Благодарю тебя», вокальный цикл для сопрано и фортепиано (стихи О. Тарабанько)

Хоровая музыка:

«Два сольфеджио» для хора a cappella

Три хора на стихи Б. Пастернака

Три хора на стихи А. Пушкина

Два хора на стихи К. Бальмонта

Детская музыка:

Миниатюры для различных инструментов в сопровождении фортепиано

Пять пьес для фортепиано в четыре руки

Музыка для детей и юношества, 22 пьесы для фортепиано

«Сюита для камерного оркестра»

«Дивертисмент» для камерного оркестра

Музыка для оркестра русских народных инструментов:

Концерт для двух четырёхструнных домр и оркестра русских народных инструментов

Сюита для ансамбля русских народных инструментов

«Ноктюрн» для оркестра русских народных инструментов

«Andante dolorosa» для оркестра русских народных инструментов

Секстет для ансамбля русских народных инструментов и фортепиано

 

http://sibmus.info/texts/kolpets/ok_judin.htm

Автор очерка: О.Ю. Колпецкая. 



Персоналия / Произведение

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Поделиться в социальной сети: