Персоналия: Потанин

Персона
Фамилия:Потанин
Имя и отчество / Имя:Григорий Николаевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1835-10-04
Дата смерти (год, месяц, день):1920-06-06

Очерк

Г. Н. Потанин (1835–1920) – ученый-естествоиспытатель, путешественник-исследователь, идеолог сибирского областничества. Всемирную известность получили четыре экспедиции в районы Северной, Восточной и Центральной Монголии, Севера Китая, плато Ордос, Тувы, восточного Тибета. В 1887–1890 гг. вел дела Восточно-Сибирского отделения РГО (Иркутск). Основу многочисленных исследований составляют труды по фольклористике, этнографии, также манускрипты Потанина наполнены данными по органологии, музыкальной социологии, музыкальной эстетике. В 1866 году он получил за них высшую награду ИРГО – Константиновскую золотую медаль, его супруга Александра Викторовна Потанина (1843–1893) – серебряную медаль за труды в области этнографии. Одна из сфер научных интересов Потанина вытекает из освоения музыкально-вещественной атрибутики шаманского культа. Им зафиксировано «описание танца шаманки под аккомпанемент бубна, который на данном этапе символизировал обряд освящения белого коня, являвшийся одним из самых распространенных обрядов тувинского шаманства» [Роменская, с. 266]. Описывая обрядовую практику шаманов (элементы реквизита, одеяния, идолов, самого действа), Потанин выделяет в ней звуковой элемент звучания бубна и связанные с ним пение и пляску. Ученый делает вывод, что в своей совокупности все детали обряда образуют структурированное культовое действо, содержащее в себе экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. Важнейшую роль в этом действе играет музыкальный элемент (пение шамана и игра на бубне), выражающий психологический заряд ритуала. Само действо рассматривается как обусловленное культурной спецификой и особенностями мировоззрения. Г. Н. Потаниным были заложены основы сибирской органологии. Ее основу составило изучение семейства бубнов, которые в сибирской мифологии самым тесным образом связаны с чудесной силой шамана и являются звуковыми символами мира. Характеристика строения бубнов у алтайцев, татар, тунгусов позволила ему выделить три типа этого инструмента: алтайско-саянский, тунгусский и самоедский. Другая сторона органологических интересов ученого лежала в русле символической трактовки элементов бубна. Шаманская символика, по его мнению, восходила к древнейшим формам сибирской религиозной обрядности, связанной с языческими жертвоприношениями. В результате были изучены мифологические истоки представлений о бубне, связанном в различных культурах (якутской, алтайской, тувинской, монгольской бурятской) со сказаниями. Фиксировались им и необрядовые песни. При этом Потанин считал, что среди исполнителей были подлинные мастера. В отличие от Щапова, исследователь отметил поэтичность и одухотворенность, присущую многим образцам традиционного искусства, например, привел песню теленгутов из долины Чулышмана: «С высоты если смотреть, треуголен ты, царь Алтай» Как посмотреть сбоку, девятиуголен ты, царь Алтай! По скату гор если смотреть, как плеть хребет твой, царь Алтай! По осеннему жилищу своему, как бурое пятно разослался ты, царь Алтай! Жалко тебя, сердечный ты мой Алтай! Много крови пролилось в тебе! Пропадай ты, сосна с мерзлыми сучьями, не доживай до такого разорения! Величия полный мой Алтай, горе тебе от такого опустошения! Погибай же, состна, сухими ветвями, если будут тебя еще обламывать! Хорошо ты устроен, мой Алтай! Горе тебе от такого опустошения!» [Роменская, с. 278]. Также ученый имел возможность в путешествиях познакомиться с буддийским храмовым пением. Наряду с традиционной культурой ученый отмечал бытование академических форм музыкального искусства, рассматривал ряд проблем развития сибирской профессиональной культуры. Их осмысление было неразрывно связано с идеей «местного патриотизма», развитием областнической концепции, основанной на особых интересах Сибири: «Пусть каждая область зажжет свое солнце». Беда Сибири, согласно его взглядам, состояла в том, что на протяжении столетий ее культурные интересы приносились в жертву Европейской России. Отсюда актуальность задачи «пристроить к европейской общественной жизни сибирский край». В данном русле Потанин и формулирует перспективы становления и развития музыкальной культуры Сибири.



Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Поделиться в социальной сети: