Персоналия: Ржаницын

Персона
1498543171.jpg
Фамилия:Ржаницын
Прозвище / псевдоним:Петруччио
Имя и отчество / Имя:Петр Васильевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1949-04-17
Дата смерти (год, месяц, день):2003-08-14

Очерк

Ржаницын Пётр («Петруччио») Васильевич (17.04.1949, Петропавловск, Казахстан – 14.08.2003, Новосибирск) – бас-гитарист, вокалист, аранжировщик, руководитель ансамблей джазовой и популярной музыки.

Родился в городе Петропавловске, Северо-Казахстанской области, Казахской ССР в семье Василия Алексеевича Ржаницына (05.02.1913-17.08.1992) главного бухгалтера на Махорочной фабрике города Петропавловска и Тамары Никаноровны Ржаницыной (12.01.1926-17.08.2001), уполномоченной по охране авторских прав в Драматическом Театре г. Петропавловска. С детства интересовался музыкой, в 7 лет поступает в музыкальную школу по классу скрипки. По окончании 8 классов средней школы стремится продолжить дальнейшее обучение музыке, поэтому семья переезжает в Новосибирск.

С 1965 г. обучается в школе №54 и ДМШ №1 по классу альта у Л. М. Сквирского. Параллельно играет на гитаре в школьном ансамбле «Ритм» в состав которого входят В. Фарафонов, В. Мандриченко, С. Бойченко, Н. Вериго.

В 1967-68 гг. играет в ансамбле «Forte», исполняющем рок-н-ролл и музыку Beatles, Rolling Stones, Monkeys. Коллектив в составе: Александр Малышев (Бен), Сергей Астафьев, Соломон Шехтер, Пётр Ржаницын выступал на радио, телевидении и кафе «Эврика».

В 1968 г. уходит армию, где продолжает играть в ансамбле песни и пляски МВД Новосибирского и Томского гарнизонов. К этому времени самостоятельно осваивает бас-гитару и домру.

С 1970 г., после демобилизации, работает в Оркестре русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, где на протяжении многих лет является концертмейстером басовой группы оркестра. В начале 70-х сотрудничает и выступает с известными новосибирскими музыкантами В. Лагутиным, А. Макаровым, В. Дринбертом, С. Поспеловым, И. Гулым, Н. Филоненко, А. Селивановым, С. Беличенко, Б. Колмачихиным, Б. Балахниным, И. Уваровым, Э. Бранзбургом в рамках различных творческих объединений.

В 1975 входит в состав трио Игоря Дмитриева, затем играет в биг-бэнде Виктора Бударина и в ансамбле «Золотые годы джаза». В 1977 г. выступает в составе «Западно-Сибирского джазового квартета» на международном фестивале и становится известным как сильнейший в Сибири бас-гитарист и эстрадный вокалист.

Работал с известнейшими российскими музыкантами: Д. Крамером, С. Манукяном, А. Кузнецовым, А. Фишером, В. Будариным, Л. Долиной, О. Пирагс и др. Играл с известными европейскими и американскими джазменами (Билл Скит (Англия), К.Попек (Польша), Габор Шалаи и К.Баско (Венгрия), Фрейзер Макферсон (Канада), Макс Тиавистл (Голландия), Рон Джексон (США). Лауреат многих джазовых фестивалей в Москве, Таллинне, Тбилиси, Бишкеке, Красноярске. Имел хорошие отзывы от известных музыковедов А. Н. Баташёва и В. Б. Фейертага.

В 1988 г. организовывает совместно с Борисом Балахниным первый в Сибири диксиленд, становится аранжировщиком и музыкальными руководителем «Сибирского диксиленда». С 1991 г. начинают первые заграничные гастрольные поездки коллектива в Голландию, Германию, Финляндию, Китай, Швецию, Эстонию. В 1994 г. в составе «Сибирского Диксиленда» записывает компакт-диск «Swinging Together».

С 1995 года руководит собственными группами в том числе «Сибирским Джазовым Проектом». В 1996 году «Проект» был приглашён на 26-й международный фестиваль в Дрезден, где получил высокую оценку за значительный вклад в развитие нового джазового направления.

В 1996 г. Пётр Ржаницын выпускает первый сольный компакт-диск «Unit 7» с известным американским трубачом Тэдом Кёрсоном. Состав ансамбля составили А. Кравчук, Е. Соколов, Ф. Титоренко, И. Гулый, В. Кирпичёв.

В 1997 г. выпускает диск "Far Away" с американским композитором и саксофонистом Анатолием Герасимовым.  В эти же годы работает в ансамбле «Ретро» под управлением Александра Жагорова. Выступления проходят на центральных открытых площадках города Новосибирска и области.

В 1998 г. объединяет вокруг себя молодых музыкантов, создав акустический ансамбль «Новый акустический проект», где является аранжировщиком, композитором и автором стихов. Его новаторство и интересное соединение инструментов сразу заинтересовало специалистов.  Коллектив выпускает диск «Эмоции» (1998).

В 2000 г. Петром Ржаницыным была организована группа «Сибирский Проект 2000», которая в настоящее время называется «ПроСпект». Крупным выступлением коллектива стал концерт памяти Джоржа Харрисона (2002) в Большом зале Новосибирской филармонии. По его «следам» был записан компакт-диск. В репертуаре группы звучат мировые хиты в стиле rock, ритм&блюз и различные направления джаза.

14 августа 2003 скоропостижно скончался после выступления.

В 2008 г. губернатором Новосибирской области В. А. Толоконским была утверждена стипендия имени П. В. Ржаницына для студентов эстрадного отделения Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова

Дискография

LP: 
Западно-сибирский джазовый квартет - "Снимая шляпу перед учителями". В серии "Сибирский джаз" (пластинка 3), составитель А. Баташев. ВТПО"Фирма Мелодия", 1990. Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1987-1988гг.

CD:
Снежные Дети встречают Пастора и Большую Пробку - "Комментарии к Гомеру". Ermatell Records, 1994. Запись 14 марта 1989г.
Siberian Dixie-Band - "Swingin' Together". Master-Lux, 1994.
Siberian Jazz Project featuring Ted Curson - "Unit 7". SB Recording Studio, 1996.
Siberian Jazz Project featuring Anatole Gerasimov - "Far Away". SB Recording Studio, 1997.

LP - как сайдмен:
"IX Московский фестиваль джазовой музыки '84", пластинка 3. Составитель А.Баташев. "Мелодия", 1985.
В составе Новосибирского джаз-оркестра Виктора Бударина.
"Джаз Алма-Ата '88", пластинка 1. Составитель А.Баташев. "Мелодия", 1989.
В составах Камерного ансамбля джазовой музыки п/у Виктора Бударина (Новосибирск) и Джаз-ансамбля "Золотые годы джаза" п/у Сергея Беличенко. 
"Джаз-Вега '90 - Международный фестиваль джазовых вокалистов". Составитель В.Фейертаг. Петербургская студия грамзаписи, 1992. Запись Новосибирского радио из конц. зала ДК Железнодорожников 12-14 октября 1990г.
В составе "Дикси-Бэнда" п/у Бориса Балахнина (Новосибирск)

Аудио:
из альбома Siberian Jazz Project featuring Ted Curson - "Unit 7"

  • Unit 7 
  • Hallelujah, I Love Her So 
  • Tears For Dolphy 
    Petruccio Rjanitsyn - acoustic bass; vocals (2); Alexey Kravchuk - tenor sax; Eugene Sokolov - trumpet; Fedor Titarenko - alto sax; Igor Gouly - keyboard; Vladimir Kirpichev - drums; Ted Curson - trumpet and flugelhorn (3)

Из материала:

СИБИРСКИЙ ФРЭНК СИНАТРА

Автор: Александр ЖАГОРОВ

«…Многие годы мне довелось знать довольно близко этого самородка. Никогда не забуду, как в начале 70-х в кафе «Эврика» мы увидели и услышали замечательный квартет молодых музыкантов, среди которых выделялся солист со своеобычной манерой исполнения и безукоризненным музыкальным вкусом. Пётр буквально влетел в обойму лучших джазовых музыкантов, а в то время были настоящие, высочайшего уровня исполнители. Да было и для кого играть: молодежная аудитория буквально кипела страстями: джаз, битлы, рок — это все было настолько свежо, молодо, задорно, что попасть в любое кафе, ресторан, особенно когда играл джазовый квартет Петра Ржаницына, было совсем не просто. За кажущейся легкостью, с какой этот молодой и еще далеко не опытный музыкант завоевывал авторитет среди своих коллег, на самом деле скрывались занятия басовым репертуаром, поиски новых возможностей инструмента и чтение зарубежной музыкальной литературы.

Особенно близок был ему выдающийся американский певец Фрэнк Синатра. Пётр мог часами слушать, запоминать, исполнять для себя полюбившиеся шлягеры Фрэнка, и очень скоро ему удалось приблизиться к великому мэтру настолько, что в своей среде его стали называть сибирским Синатрой. Он пел и играл всегда с полной отдачей, как в последний раз. Глубина, искренность исполнения и желание порадовать слушателей всегда заканчивались для него бурными аплодисментами. Пётр старался выдать все по полной программе и никогда не мог позволить себе в игре даже малейшей небрежности. Всегда был собран, всегда находился в абсолютной власти исполняемой музыки. Он творил на эстраде праздник. Там, где играл Пётр, неизменно были аншлаги и полная гармония слушателей и музыкантов.

Жизнь без врагов

Пётр обычно был немногословен, всегда внимательно выслушивал собеседника до конца, не перебивал, и его комментарии по обсуждаемой теме были не только лаконичны, но и всегда ложились в тему. В ремарках отражались глубина мысли и знание предмета разговора. Чаще всего беседы были о музыке. Пётр всегда говорил очень открыто, не скрывая от собеседника ничего. И это качество он пронес по жизни.

У него не было врагов. Он никогда не вступал в дискуссии, был до педантизма скуп в своих эмоциях, не старался никого перестроить, вместе с тем был очень независимым и гордым. В быту — неприхотлив. Его не особенно волновали материальные ценности, он никогда не хотел иметь машину или дорогую одежду. Но в вопросах музыкальных он был чрезвычайно разборчив: всегда у него были лучшие инструменты, микрофоны, струны — он не терпел даже средней планки, когда дело касалось главного в его жизни — музыки.

Надо полагать, что в основе всех этих замечательных качеств Петра были воспитание, внутренняя культура и нежелание причинить даже малейшей неприятности человеку. По этим же причинам он легко пропускал через себя потоки информации, отсеивая все лишнее, не оставляя в себе.

Вера в свой дар

У него был стержень — огромная вера в себя, в свой дар музыкальности. Его уважали, ценили, любили тысячи людей, он был безусловным баловнем и всеобщим любимцем. Участник множества фестивалей различных уровней, он переиграл со всеми звездами не только нашего бывшего Союза. Многих известнейших зарубежных исполнителей знал лично и со многими поддерживал творческие и дружеские отношения.

Он всегда был в труде: занят разучиванием нового репертуара, новых тем, мелодий. Он умудрялся находить и запоминать редчайшие и уникальные вещи. В своем постижении творческих вершин он удивительно мог влиять на людей и обстоятельства. Ему всегда чего-то не хватало, и он всю жизнь стремился к совершенству, открывая что-то новое. Незадолго до ухода Пётр занимался воплощением своего грандиозного замысла — воссозданием цикла концертов, посвященных вокалу The Beatles. К сожалению, ему удалась только небольшая часть задуманного — несколько концертов, посвященных творчеству Джорджа Харрисона, которые проходили при аншлаге, под мощным воздействием лирики замечательного исполнения. Память об этих выступлениях у музыкантов и слушателей живет до сих пор.

Незадолго до своей трагической кончины Петру удалось создать совершенно триумфальный квартет. Это были две гитары плюс его гитара-бас и вокал, а также перкуссия. Вообще он все делал основательно, талантливо, все его проекты были на редкость высокохудожественными и профессиональными.

Ушел он в полном расцвете сил — ему было 54 года. Пётр Ржаницын прожил яркую и красивую жизнь. Пусть его неповторимый голос звучит для нас долгие годы на недосягаемой высоте. Творчество этого уникального человека, музыканта, нашего земляка останется одной из самых ярких страниц в истории Новосибирска…»

Жагоров А. Сибирский  Фрэнк Синатра - http://www.sovsibir.ru/news/124195

http://www.jazz.ru/pages/petruccio/

 


Поделиться в социальной сети: