Персоналия: Мазепус
Очерк
Мазепус Владимир Владимирович (15.01.1947 – 02.12.2006) – член бюро Научного совета по фольклору РАН, кандидат физико-математических наук (1984), профессор кафедры этномузыкознания НГК, руководитель Лаборатории системных исследований этномузыкальных культур Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Родился 15.01.1947 г. в д. Спирово Тверской области. В 1962 г. приехал в Академгородок (г. Новосибирск) и поступил на работу в Институт ядерной физики СО АН СССР, в котором работал до 1999 г. в должностях от лаборанта до старшего научного сотрудника. В 1970 г. Мазепус В.В. окончил физический факультет Новосибирского государственного университета, в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Микроскопические модели в теории вращения атомных ядер».
Деятельность В.В. Мазепуса в Новосибирской консерватории началась в 1983 г. В 1990 он стал сотрудником только что открывшейся кафедры этномузыкознания, в 1992 г. был утвержден в ученом звании доцента. С 1993 г. В.В. Мазепус возглавил деятельность Центра этномузыкологических исследований НГК, в 2000 г. реорганизованного в Лабораторию системных исследований этномузыкальных культур.
Сфера музыковедческих научных интересов В.В. Мазепуса была чрезвычайно обширной; она включала этномузыкологию, музыкальную синологию, проблемы художественной рефлексии, структурные и физико-математические методы исследования музыки. Ему принадлежит разработка нового методологического комплекса, включающего универсально-грамматический подход, артикуляционную классификацию этномузыкальных тембров и ее акустическую поддержку, методы сравнительно-исторического и ареального исследования сибирских культур, развивающихся в рамках теории интонационной культуры этноса. По этим направлениям им опубликовано более 60 научных работ.
Результаты научных исследований В.В. Мазепуса нашли отражение в разработанных им учебных курсах «Системные методы анализа текста», «Практические методы сегментации и дистрибутивного анализа», «Музыкальная культура Китая», «Артикуляционный анализ тембров», «Основы стиховедения», «Введение в сравнительно-историческое языкознание», читаемых студентам теоретико-композиторского факультета НГК.
Под руководством В.В. Мазепуса были выполнены кандидатские диссертации Н.М. Кондратьевой («Скотоводческие заговоры теленгитов», 1996 г.), Р.Б. Назаренко («Музыка шорского эпоса: структурная организация, нотация, эдиция», 1998 г.), Г.Б. Сыченко («Традиционная песенная культура алтайцев», 1998 г.), О.В. Полуэктовой («Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект)», 1999 г.), О.В. Новиковой («Пентатоника в песенной традиции бурят», 2003 г.), Н.М. Скворцовой («Ритмическая структура тофаларских народных песен», 2003 г.), Е.В. Шульгиной («Звуковысотная организация китайской музыки XII-XIII вв.», 2005 г.).
В.В. Мазепус известен как автор переводов с древнекитайского языка стихов Ван Вэя и Цзяожаня. Кроме того, в разные годы жизни им был написан ряд музыкальных сочинений, среди которых Соната для флейты соло, «Четверостишия» (Из китайской поэзии V-X веков) для голоса без сопровождения, цикл форпепианных миниатюр и др.
Организатор коллектива
Персоналия / МКС категория
- Академическая
- Высшее
- Коренных народов
- Наука о музыке(Музыкознание)
- Образование и просвещение
- Профессиональное
- Сохранение и изучение ТМКС
- Традиционная
- Центры изучения МК