Персоналия: Дамба

Персона
Фамилия:Дамба
Имя и отчество / Имя:Хуреш-оол Кара-Салович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1943-07-20
Дата смерти (год, месяц, день):1993-06-25

Очерк

Тувинский композитор.

Родился  20 июля 1943 в селе Шуй Бай-Тайгинского района Тувы. С детства освоил игру на народных инструментах (игил, дошпулур), начал писать собственные опусы. Ведущим жанром была песня.

Окончил Кызылское музыкальное училище (1965, класс А. Б. Чыргал-оола, Р. Д. Кенденбиля), Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки (1972, класс Г. Н. Иванова).

С 1972  - преподаватель Кызылского училища искусств, Кызылского  педагогического института, Республиканской школы искусств.

Сочинения:

для оpкестра. — поэма Моя Тува (1972, Дипломная работа, впервые прозвучала в Новосибирске, в исполнении филармонического симфонического оркестра под управлением А. Каца);

для литавр, струнного оркестра и ударных — Концерт (1971);

для тpубы с оркестром — Танец (1973);

Струнный. квартет (1968);

для кларнета, фортепиано, контрабаса, тарелки и дерев, коробки — сюита (1969);

музыка к вокально-хореографической сюите "Праздник на Чайлаге" (1973);

ф-п. пьесы, в т. ч. Тувинская сюита (1967), сюита "Три тувинских танца" (1974);

для хора — Тувинская народная сюита (1972);

Кантата "Слава коммунистической партии";

"Поэма о Ленине" для чтеца, хора и ф-но;

Музыка к художественному фильму "Танец орла".

хоры; песни на стихи А. Даржаа, С. Даваа, М. Кара-кыс, К. Кертик-оола, С. Майнака, С. Молдурга, С. Сарыг-оола;

Пьесы для детей.

Член СК с 1973 года.

Творчеству композитора посвящены разделы работы Е. К. Карелиной "История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней". Автор отмечает необычность Концерта для литавр: "выбор солирующего инструмента объясняется особым интересом композитора к шаманской музыке", необычайную популярность Концерта для флейты с оркестром и Первого флейтового концерта (с. 374). В числе ярких произведений - фортепианная сюита "Три танца", в которую включены "Танец шамана", "характерный для национальной борьбы хуреш выход победителя" (Танец орла), и "Звенящая нежность". "Музыкальный язык сочинения отличается использованием самых современных приемов, включая диссонантные аккордовые сочетания кватро-квинтового и секундового строений (Танец орла), политональные наслоения (Звенящая нежность), кластеры (Танец шамана" ) - отмечает Е.К. Карелина. (см. подробнее: с.374-375; с. 379- 382)

Симфоническая поэма  "Моя Тува" - единственное произведение композитора в этом жанре - специально анализировалась В. И. Борисенко.

В частности, отмечается, что композитор обратился к культуре родного края, "к его прошлому, настоящему, к его истории и картинам природы.... Композиционный план весьма индивидуален. Логика развития тематического материла как бы разбивает поэму на ряд разделов, каждый их которых основан на развитии одной или двух-трех тем и завершается местной кульминацией... Обнаружены типичные признаки свободной формы... Логика образного развития также привносит в поэму характерные черты свободной формы. Она делит поэму на четыре больших раздела: Тува в прошлом  - Тува современная - Тува в прошлом - Тува современная. Однако прочные тематические связи между разделами и наличие принципов репризности вносят значительные конструктивные элементы в форму поэмы, создавая двойную двухчастную композицию..." Борисенко отмечает обращение к тувинскому фольклору наряду с использованием тем, чьи жанровые и интонационные истоки связаны с советской музыкальной культурой. (см. подробнее: В. И. Борисенко. Симфонические поэмы композиторов Тувы, с. 47-54)



Персоналия / Произведение

Жанр / Персоналия

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Учителя

Музыкальный инструмент / Персоналия (Исполнитель)

Поделиться в социальной сети: