Персоналия: Дамба
Фамилия: | Дамба |
---|---|
Имя и отчество / Имя: | Хуреш-оол Кара-Салович |
Пол: | Муж |
Дата рождения (год, месяц, день): | 1943-07-20 |
Дата смерти (год, месяц, день): | 1993-06-25 |
Очерк
Тувинский композитор.
Родился 20 июля 1943 в селе Шуй Бай-Тайгинского района Тувы. С детства освоил игру на народных инструментах (игил, дошпулур), начал писать собственные опусы. Ведущим жанром была песня.
Окончил Кызылское музыкальное училище (1965, класс А. Б. Чыргал-оола, Р. Д. Кенденбиля), Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки (1972, класс Г. Н. Иванова).
С 1972 - преподаватель Кызылского училища искусств, Кызылского педагогического института, Республиканской школы искусств.
Сочинения:
для оpкестра. — поэма Моя Тува (1972, Дипломная работа, впервые прозвучала в Новосибирске, в исполнении филармонического симфонического оркестра под управлением А. Каца);
для литавр, струнного оркестра и ударных — Концерт (1971);
для тpубы с оркестром — Танец (1973);
Струнный. квартет (1968);
для кларнета, фортепиано, контрабаса, тарелки и дерев, коробки — сюита (1969);
музыка к вокально-хореографической сюите "Праздник на Чайлаге" (1973);
ф-п. пьесы, в т. ч. Тувинская сюита (1967), сюита "Три тувинских танца" (1974);
для хора — Тувинская народная сюита (1972);
Кантата "Слава коммунистической партии";
"Поэма о Ленине" для чтеца, хора и ф-но;
Музыка к художественному фильму "Танец орла".
хоры; песни на стихи А. Даржаа, С. Даваа, М. Кара-кыс, К. Кертик-оола, С. Майнака, С. Молдурга, С. Сарыг-оола;
Пьесы для детей.
Член СК с 1973 года.
Творчеству композитора посвящены разделы работы Е. К. Карелиной "История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней". Автор отмечает необычность Концерта для литавр: "выбор солирующего инструмента объясняется особым интересом композитора к шаманской музыке", необычайную популярность Концерта для флейты с оркестром и Первого флейтового концерта (с. 374). В числе ярких произведений - фортепианная сюита "Три танца", в которую включены "Танец шамана", "характерный для национальной борьбы хуреш выход победителя" (Танец орла), и "Звенящая нежность". "Музыкальный язык сочинения отличается использованием самых современных приемов, включая диссонантные аккордовые сочетания кватро-квинтового и секундового строений (Танец орла), политональные наслоения (Звенящая нежность), кластеры (Танец шамана" ) - отмечает Е.К. Карелина. (см. подробнее: с.374-375; с. 379- 382)
Симфоническая поэма "Моя Тува" - единственное произведение композитора в этом жанре - специально анализировалась В. И. Борисенко.
В частности, отмечается, что композитор обратился к культуре родного края, "к его прошлому, настоящему, к его истории и картинам природы.... Композиционный план весьма индивидуален. Логика развития тематического материла как бы разбивает поэму на ряд разделов, каждый их которых основан на развитии одной или двух-трех тем и завершается местной кульминацией... Обнаружены типичные признаки свободной формы... Логика образного развития также привносит в поэму характерные черты свободной формы. Она делит поэму на четыре больших раздела: Тува в прошлом - Тува современная - Тува в прошлом - Тува современная. Однако прочные тематические связи между разделами и наличие принципов репризности вносят значительные конструктивные элементы в форму поэмы, создавая двойную двухчастную композицию..." Борисенко отмечает обращение к тувинскому фольклору наряду с использованием тем, чьи жанровые и интонационные истоки связаны с советской музыкальной культурой. (см. подробнее: В. И. Борисенко. Симфонические поэмы композиторов Тувы, с. 47-54)
Персоналия / Произведение
- Концерт для 3-х литавр с камерным оркестром. ( Автор музыки )
- Моя Тува ( Автор музыки )
- Соната для фортепиано ( Автор музыки )
- Сюита для симфонического оркестра №1 ( Автор музыки )
- Соната для фортепиано в 6-и частях ( Автор музыки )
- Тувинская мазурка ( Автор музыки )
- Симфоническая сюита №2. ( Автор музыки )
- Концерт для флейты с оркестром ( Автор музыки )
Жанр / Персоналия
Труды о персоне
Персоналия / МКС категория
- Академическая
- Исполнительство в Сибири
- Композиторские организации
- Композиторы
- Творчество композиторов Сибири
- Традиционная