Персоналия: Проститов

Персона
1478765345.jpg
Фамилия:Проститов
Имя и отчество / Имя:Олег Леонидович
Дата рождения (год, месяц, день):1955-09-07

Очерк

Олег Леонидович Проститов – композитор, чье творчество развивается с 1980-х годов прошлого столетия до настоящего времени. 30 лет его деятельности отдано Красноярску. Его труд органично вписывается в культурное пространство Сибири ХХ века. Олег Проститов относится к периоду отечественных композиторов 3-го поколения, по сути, наших современников. Как известно, в регионе развиваются 2 основные тенденции творчества: 1) работа композиторов в русле национальных сибирских школ; 2) творчество композиторов, опирающихся в своей деятельности на традиции российской европейской школы. О. Проститов – ярко выраженный представитель российской школы, наследник традиций композиторов-петербуржцев, сформировавшийся под влиянием творчества Слонимского, Тищенко, Петрова и др.

Композитор работает в различных жанрах академической музыки, среди которых ряд вокальных циклов, в том числе «Три русские песни» на стихи А Блока (1972-1973), Вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи С. Есенина (1978), «Семь красавиц» на тексты А. Навои (1981), «Муэзы Олега Южанина на поэзы Игоря Северянина» (1994), «Православный триптих» для баритона и фортепиано на слова Кандыбаева (2000); 2 кантаты: «Военно-морская любовь» на стихи В. Маяковского (1975), «Пушкинские сцены» (1999); 5 сонат для различных составов, среди которых необходимо отметить Сонату для тромбона оркестром (1980), Сонату-фантазию «Амадей» (1988) и «Свастическую» сонату для фортепиано (2006); сюиты, сольные инструментальные пьесы и другие сочинения для камерных составов, например, 2 экспрессии для фортепиано (1973), Трио для фортепиано, скрипки и тромбона (1980), «Саянский экзерсис» для фортепиано (1981), квартет саксофонов «Ночи Мессалины» (1990); моноопера «Черный человек» для баритона, симфонического оркестра, смешанного хора и танцовщицы (1995), более 200 романсов и песен. Однако ведущими в его творчестве стали крупные сочинения для симфонического оркестра. Среди них 3 фортепианных концерта, концерт для скрипки с оркестром, 5 симфоний.

Композитор обращается к крупным инструментальным сочинениям на протяжении всего творческого пути, это стало сквозной тенденцией в его творчестве: Симфония №1 – Дипломная работа (1979), Симфония для камерного оркестра №2 – памяти И. Стравинского (1983), Симфония-концерт для баяна (1983), Симфония №3 «Романтическая» (1986), «Саянский триптих» (1 – 1981, 2 – 1982, 3 – 1987); Концерт для фортепиано с оркестром №1 (1991-1993), Концерт для скрипки с оркестром (1997), Концерт для фортепиано с оркестром №2 «Дорический» (1998), Концерт для фортепиано с оркестром «Ярослав Мудрый» (2005). Кроме того, им написана концертная пьеса «Биеннале-вальс» (1997), сочинение синтетического жанра «Ламенто Памяти Великого Мастера» для оркестра, женского хора, фортепиано и органа, посвященное памяти А. П. Петрова (2007). Музыка О. Проститова звучала не только в Красноярске, но и во многих городах России, среди которых Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, а также и за рубежом, в том числе в Германии, Франции, США. Особенно популярна его музыка в Западной Европе. Ее исполняли музыканты мирового масштаба, среди которых Д. Хворостовский, М. Дубирный, Скобелев, В. Венгловский, И. Боголепов, Масааки, Крамер, Дефьен, В. Гергиев, В. Офчарек, О. Малов. Практически все его сочинения, в т. ч. и крупные инструментальные опусы, прозвучали неоднократно. Творчество О. Проститова освещается в прессе, становится объектом внимания музыковедов. Так, дипломная работа Н. Звягиной о жанре симфонии в творчестве сибирских композиторов посвящена рассмотрению «Романтической» симфонии, труды Б. Т. Плотникова - сонате-фантазии «Амадей», статья В. П. Потапова - анализу Сюиты №1 для фортепиано дипломная Т. Капытиной - анализу крупных инструментальных сочинений О. Проститова в контексте развития музыкальной культуры Сибири.

Массив музыки, созданный О. Проститовым представляется весьма солидным, но сочинения этого автора стали заметным явлением в современной музыкальной культуре и не только по количественному критерию, а также из-за обращения к таким сложным инструментальным, конъюнктурно невостребованным в наше время жанрам, как симфония, но и по ряду причин, обусловленных содержанием сочинений и музыкальным языком О. Проститова. Его инструментальная музыка отражает ведущие тенденции музыкального искусства на территории Сибирского региона, присущие современному этапу, а также вписывается в основную линию развития отечественного музыкального искусства. Сочинения О. Проститова отличаются гармоничностью авторского стиля: наряду с использованием современных техник письма и с экспериментами в области музыкального языка, он не порывает с наследием прошлого.

Основная тема творчества О. Проститова – тема Родины, тема России. Подобно другим художникам, работающим в сложные переломные моменты, он концентрируется на неизбежных противоречиях и в ее историческом прошлом и в настоящем. Композитора интересуют разные ипостаси этой проблемы: и исторические политические события и художественная история страны и ее отдельных регионов. Так, в частности, к историческому прошлому он обращается в концерте «Ярослав Мудрый», посвященном 1000-летию города Ярославля, симфоническая картина «Красный Яр» отсылает к событиям 1628 года, связанным с покорением и освоением Сибири и основанием города Красноярска. В программном названии сочинения явствует сибирская топонимика, что свидетельствует о внимании автора к сибирской тематике. Это сочинение не единственное в этом роде, в его творчестве имеются и много других опусов, посвященных сибирскому краю. Он, безусловно. предстает патриотом города, ставшего для композитора второй родиной. Красноярску посвящен Патриотический триптих на стихи А. Третьякова «Губернаторская песнь» (2001), а также многочисленный ряд песен и гимнов, среди которых официальный гимн города Красноярска.

История всей страны в творчестве О. Проститова находит воплощение в сочинениях, связанных с событиями начала ХХ века и относится к гражданственно-патриотической теме. Здесь, среди сочинений автора назовем Кантату «Военно-морская любовь» на стихи В. Маяковского (1975) и Терцет для двух скрипок и фортепиано (1993), посвященный жертвам Октября 1993 года. Что касается истории художественной, здесь необходимо отметить большой интерес к русской поэзии (особенно «серебряного века») и русской живописи. Среди вокальных сочинений О. Проститова, большинство из них написаны на тексты отечественных авторов: романс «Светит месяц» и «3 русские песни» на стихи А. Блока (1969), кантата «Военно-морская любовь» для смешанного хора и камерного оркестра на стихи В. Маяковского (1975), Вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи С. Есенина (1978), Кантата «Пушкинские сцены» для баритона, сопрано и фортепианного трио на стихи А. Пушкина (1988). Обращается композитор и к современной поэзии: Патриотический триптих «Губернаторская песнь» на стихи А. Третьякова (2001), «Православный триптих» на стихи И. Кандыбаева (2000), Вокальный цикл «Муэзы Олега Южанина на поэзы Игоря Северянина» (1994).

У автора имеется ряд театральных сочинений на сюжеты русских авторов, среди них, музыкальная комедия «Возле старого пруда, где стреляют иногда» по пьесе В. Шленского (2003), 2 мюзикла на сюжеты классиков Х1Х века: «Сказка, приходи» на стихи сказок А. Пушкина (1990) и «А вот о том, как в баснях говорят»; 2 мюзикла на тексты советских авторов: «О чем думают звери и птицы» на стихи М. Моравской, С. Михалкова, А. Барто (1991), «В стране Вообразилии» на стихи Б. Заходера» (1992). Многие опусы посвящены русским художникам или навеяны их произведениями. Автор хорошо знаком с творчеством передвижников, среди которых выделяет работы Крамского, Серова. Его привлекает живопись начала ХХ века, и особенно художников «Мира искусства»: Бакст, Бенуа, Сомов, Нестеров, Коровин, Петров-Водкин, Грабарь. Связь творчества композитора и творчества вышеназванных художников, может быть, несколько опосредованная, т.к. конкретные программы О. Проститов не указывает, но ассоциации в области стилистики отмечает, что говорит о синестезийном восприятии искусства автора.

К многим своим сочинениям композитор рисует собственные эскизы (Вторая сюита для фортепиано, 1972; Соната для скрипки и фортепиано, 2001).

Тема Родины в творчестве О. Проститова раскрывается и в ключе субъективного восприятия, через воспевание красоты, величия и благодарности природе или, иными словами, через пантеизм. Самым ярким примером подобного мироощущения являются две симфонические картины, входящие в «Саянский триптих»: «Большая вода» и «Шаманка», передающие черты, свойственные аборигенному восприятию природы. Образный строй цикла можно определить как философское осознание человеком непостоянства бытия и могучей силы природы, стихии. В любом из вышеназванных аспектов тему Родины композитор передает сквозь призму собственного восприятия: не декларативного, но субъективного. В этих своих устремлениях О. Проститов предстает лириком, что подтверждается и выбором тем и способом их воплощения. Необходимо отметить, что в творческом даровании О. Проститова есть сторона, редко встречающаяся у современных композиторов – он яркий мелодист-песенник. В его песенном творчестве много ярких песен с самой разнообразной тематикой: «Света и счастья тебе, Красноярск», «Военное танго», «Ах, Енисей, моя река» и т.д. В целом, у композитора более 200 песен и романсов (в том числе гимн г. Красноярска).

Важным составляющим концептуальных установок композитора является способ их воплощения. Музыкальный язык его сочинений формировался постепенно через интерес к стилистике крупных художников рубежа ХIХ-ХХ веков, преимущественно русской школы. В раннем творчестве автор опирался на конструктивные идеи И. Стравинского (Вторая сюита для фортепиано, 1972; Вторая симфония для струнных, памяти И. Стравинского, 1983), образный строй С. Рахманинова присутствует во многих его вокальных и симфонических сочинениях (ряд романсов, Концерт для фортепиано с оркестром №2 «Дорический», посвященный 125-летию С. Рахманинова, 1998). Первая сюита для фортепиано (1970) была навеяна музыкой Чайковсого и Аренского. Среди западных композиторов, оказавших большое влияние на ранних этапах формирования индивидуальности О. Проститова, следует назвать Бетховена, позже – Стравинского. После первого прослушивания «Петрушки» Стравинского автор отмечает поворот к новой линии в творчестве, связанную с интересом к акустическим эффектам. На основе этого впечатления О. Проститов начинает поиск новых средств в области сонорики.

 

За 30 лет жизни в Сибири творчество Олега Проститова претерпело значительную эволюцию от первых сочинений, в которых ощущался «почерк Ленинградской композиторской школы» до сочинений последних лет с ярко выраженным индивидуальным стилем композитора. В нем следует отметить следующие черты:

1. В творчестве сибирского автора отчетливо ощутима ладотональная основа. В настоящий момент он не пишет опусов, выходящих за рамки тональной системы и основанных на диссонантных созвучиях. Все его зрелые сочинения тональны в широком смысле этого понятия.

2. Композитору свойственно стремление использовать все средства симфонического развития в своих партитурах. Его опусы обладают яркой открытой эмоциональностью.

3. В сочинениях наличествует явная опора на национальный русский мелос.

4. Работая в разных жанрах, Олег Проститов ставит и решает серьезные задачи, и сегодня в его творческом багаже есть немало сочинений, которые значительно выделяются в общей панораме сибирской музыки



Персоналия / Произведение

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Поделиться в социальной сети: