Персоналия: Тосин
Фамилия: | Тосин |
---|---|
Имя и отчество / Имя: | Сергей Геннадьевич |
Пол: | Муж |
Дата рождения (год, месяц, день): | 1953-06-28 |
Очерк
Сергей Геннадьевич Тосин – композитор, чье творчество формируется на пересечении многих сфер его деятельности. Он – профессиональный композитор, выпускник ленинградской консератории по классу Мнацаканяна, ученика Шостаковича и следовательно, наследник традиций петербургской школы. Он также большой знаток молодежной массовой культуры, изнутри знающий ее специфику. Кроме того, Сергей Тосин – признанный эксперт в области достаточно эксклюзивного направления знания – в современной кампанологии. И надо назвать еще одно очень важную область деятельности Сергея Геннадьевича – он профессиональный музыковед. Представляется, что именно такой сложный сплав приводит автора к тем решениям и результатам, которые наблюдаются в его произведениях.
Когда слушаешь сочинения композитора, создается ощущение, что в своем творчестве он не следует за модой и не присоединяется к ведущему в данный момент течению в искусстве, а черпает идеи из внутренних ресурсов собственного «Я», подчас весьма неожиданно сочетая различные грани. Круг образов и явлений, интонационных источников и композиторских техник, к которым апеллирует автор, очень широк. Возникает ощущение, что он не оставил без внимания ни одну эпоху и ни один пласт культуры, а переплавил и переосмыслил их сквозь призму восприятия нашего современника. Так, в его Сoncerto non academia «прослушиваются и дальневосточное горловое пение (1 часть и Post scriptum), и индийская традиция (1 часть), и древние центральноазиатские мотивы (1 часть), и альпийский йодль (2 и 3 части), и американский рэп (3 и 4 части), и рок-н-ролл (3 и 4 части), и джаз (3 часть), и колокольный звон (5 часть). Здесь представлены также различные исторические стили (виды) композиторской техники, включая алеаторику (Preambulus) и сонористику (5 часть)». В кантате «Волшебное путешествие» автор обращается к популярнейшим из песен «Битлз», а в другом хоровом сочинении: «Кошачий концерт» - к темам мюзикла Уэббера «Кошки».
И все же в этом многообразии выделяются несколько основных линий работы автора, его поисков. Первое: Исследовательская линия, направленная на изучение возможностей техник и их сочетаний, на поиск неожиданных решений в области уже, казалось бы, давно известного и привычного. Например, что может быть более понятным для музыканта, чем трезвучие Ре-мажор? Однако Сергей Тосин проводит свой собственный анализ его возможностей и создает «Вариации-интермедии на трезвучие Ре-мажор», в которых присутствуют и экскурс в историю, и современность. Другой пример – «White composition» («Белая композиция»), в ней автор исследует возможности белоклавишного звукоряда. Второе направление: тембровые поиски, изучение звука:
Тосин пишет не только для академических составов, но для достаточно редких инструментов и неожиданных сочетаний. Достаточно напомнить такие сочинение как In memoriam – написанное для карильона – западно-европейского колокольного инструмента. Интересны в этом плане «Musica da camera №3» и «Musica da camera №4», первое из них написано для любительского вокального трио в сопровождении гитар и ударно-бытовых инструментов – пустых бутылок, кастрюль, деревянных ложек, и т.д. А второе – «для ансамбля любых голосов на разные лады». Еще одно, третье направление исследований – поиск диалога с музыкантами, поэтами прошлого, с культурами разных эпох. В сочинениях Сергея Тосина звучат переклички с Бахом и Штраусом, возникают цитаты Dies irae и BACH, уже упомянутые темы Уэббера и песен «Битлз». Язык композитора сложен, проникнут символикой, требующей обширных знаний и вдумчивого вслушивания. Концерт-симфония «Aescis», который прозвучит сегодня – пример такой сложной зашифорвки. Символичным является и название концерта «Arcangelo», данное по имени Арканжелло Корелли – яркого представителя эпохи Барокко. Здесь автор обратился к стилю, образам и музыкальным формам барокко. При такой цели заманчивой была бы идея стилизации творчества великих мастеров прошлого, однако Сергей Тосин предпочел иное решение, наполнив барочные модели современным содержанием и современным музыкальным языком. Так, название концерта-симфонии для баяна, щипковых и ударных инструментов «AЕsCis» - закодированное посредством буквенного обозначения музыкальных тонов число 2000. Сочинение посвящено 2000-летию христианства. Этот программный заголовок стал указателем на содержание опуса, и одновременно лег в основу конструктивной базы сочинения, стал источником и принципом организации музыкального материала. В сочинении 4 части, каждая из которых соответствует определенной вехе в истории человечества, этапу познания добра и зла. 1-ая часть – Ante Christum (До христианской эры), 2-ая – Dum spiro, spero (Пока дышу, надеюсь), 3-я – Dies irae (День гнева), финал – Sub specie aeternitatis (С точки зрения вечности). А пронизывающие партитуру музыкальные символы – от суггестивных ритмо-формул ударных до секвенции Dies irae, от фрагмента «Камаринской» до медитации помогают расставить акценты.
В творческом багаже Сергея Тосина большое количество опусов в различных жанрах. С. Г. Тосин – активно пишущий автор, что позволяет в будущем ждать от него новых находок и новаторских решений.
Персоналия / Произведение
- Пять прелюдий для фортепиано ( Автор музыки )
- Концерт для ОРНИ и солирующего фортепиано ( Автор музыки )
- Две пьесы для фортепиано ( Автор музыки )
- Черный камень ( Автор музыки )
- Alea ( Автор музыки )
- Экзерсис, дуэт для домры и фортепиано ( Автор музыки )
- Quaternion, композиция для баяна в 12-и частях ( Автор музыки )
- Две пьесы для флейты и фортепиано ( Автор музыки )
- Соната для фортепиано ( Автор музыки )
- Соната для фортепиано ( Автор музыки )
- Полифоническая сюита для симфонического оркестра ( Автор музыки )
- Plagioklasis ( Автор музыки )
- Концерт-симфония для баяна, щипковых и ударных "AEsCis" ( Автор музыки )
- Концерт для баяна и струнного оркестра Arcangelo в 3-х чч. ( Автор музыки )
- Вариации-интермедии на трезвучие ре мажор для фортепиано. ( Автор музыки )
- Спиричуэлс-концерт для женского хора и фортепиано в 4 руки. ( Автор музыки )
- Sinfonia ternario con "punctum" в 3-х частях. ( Автор музыки )
- Трио для скрипки, альта и виолончели. ( Автор музыки )
- Сонатина для 2-х кларнетов в 3-х чч. ( Автор музыки )
- Концерт для 2-х фортепиано без оркестра ( Автор музыки )
- Вульфиус-квартет ( Автор музыки )
- Квартет для флейты, гобоя, кларнета, фагота. ( Автор музыки )
- Musica da camera №3. Камерный концерт "На троих" в 3-х частях. ( Автор музыки )
- Musica da camera №4. Камерный концерт для ансамбля любых голосов на разные лады, в 3-х частях. ( Автор музыки )
- Spirituals Concert для женского хора и фортепиано. ( Автор музыки )
- Caterwaul для солистов, смешанного хора и фортепиано в 5-и частях. ( Автор музыки )
- Webber Passion ( Автор музыки )
- Apokryph ( Автор музыки )
- Пьеса для гитары ( Автор музыки )
- Диптих для симфонического оркестра ( Автор музыки )
- "Плач" - композиция для флейты и струнного оркестра ( Автор музыки )
- "Погребальная песнь" - композиция для хора и ОРНИ на древнерусский текст. ( Автор музыки )
- Musica da camera (концерт для кларнета/саксофона, баяна, фортепиано/клавесина и ударных в 3-х частях) ( Автор музыки )
- Concerto non accademia ( Автор музыки )
- Concerto non accademia ( Автор слов )
- Сибирские шуточные ( Автор музыки )
- "Строки Аполлинера" - 3 поэмы (соната) для органа ( Автор музыки )
- Кантата "Задонщина" ( Автор музыки )
- Ave Maria ( Автор музыки )
- Composition (In memoriam…) для карильона ( Автор музыки )
- «Remakes» - триптих для ансамбля скрипачей и фортепиано на темы Beatles ( Автор музыки )
- Сюита для ансамбля ударных в 4-х чч. «Стойкий солдатик» ( Автор музыки )
- Кантата-рапсодия «Magical tour» («Волшебное путешествие») для тенора, детского (женского) хора и фортепиано на темы «Битлз» ( Автор музыки )
- «Спиричуэсл-концерт» для женского хора и фортепиано в 4 руки ( Автор слов )
- Гимн "Ордена истинных леди" ( Автор музыки )
- Заводная музыка для механических игрушек ( Автор музыки )
- Musica da camera №5. Камерный концерт для музыкальных и немузыкальных инструментов в 4-х частях ( Автор музыки )
- White Composition для карильона ( Автор музыки )
Труды о персоне
Персоналия / МКС категория
Персоналия / Вид деятельности
Персоналия / Коллектив (место работы)
- Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
- Кафедра композиции Новосибирской государственной косерватории
Ученые степени
Персоналия / Учреждение (Место работы)
- Сибирская организация Союза композиторов России
- Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки