Персоналия: Айзенштадт
Фамилия: | Айзенштадт |
---|---|
Имя и отчество / Имя: | Александр Миронович |
Другие имена (национальное, русское): | Абрам Меерович |
Пол: | Муж |
Дата рождения (год, месяц, день): | 1922-01-30 |
Дата смерти (год, месяц, день): | 2009-04-10 |
Другие места учебы: | Третье Линенградское артиллерийское училище |
Очерк
Айзенштадт Абрам Меерович родился в г. Витебске в бедной еврейской семье. Начальное музыкальное образование получил в городском кружке любителей игры на народных инструментах, где обучился игре на мандолине. Первые, наиболее яркие музыкальные впечатления А. М. Айзенштадта были связаны с атмосферой еврейского и белорусского народного искусства. Это многое определило в его дальнейшей судьбе ученого, посвятившего себя в первую очередь исследованию музыкального фольклора.
В 1940 г. А. М. Айзенштадт был призван в ряды Красной Армии, служил на советско-финской границе. Там застала его Великая Отечественная война. В 1941 г. он направлен в Третье Ленинградское артиллерийское училище. В январе 1942 г. начал боевой путь офицера-артиллериста. Служил командиром батареи, начальником артиллерийского дивизиона. В составе Третьего белорусского фронта участвовал в Курской битве, взятии Кенигсберга, воевал в Маньчжурии. Во время боев в Белоруссии был контужен. Закончил войну в звании капитана. Награжден орденом Отечественной войны второй степени, двумя орденами Красной звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга» и др. В 1947 г. А. М. Айзенштадт поступил на теоретическое отделение Свердловского музыкального училища. Пройдя предусмотренный для участников войны ускоренный курс среднего музыкального образования, в 1948 г. зачислен на теоретико-композиторский факультет Саратовской консерватории. В начале консерваторской учебы главное внимание уделял композиции. Затем начали преобладать музыковедческие интересы. После защиты диплома (1953 г., рук. – Е. Майбурова) решением Государственной экзаменационной комиссии А. М. Айзенштадт рекомендован для поступления в аспирантуру Московской консерватории для продолжения научной деятельности. Однако, согласно постановлению Комиссии по распределению, он был направлен преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Хабаровское музыкальное училище.Прибыв в Хабаровск, А. М. Айзенштадт быстро завоевал авторитет у студентов и преподавателей училища. Уже на этом этапе педагогической деятельности ярко раскрылись его незаурядные педагогические качества: редкостная доброжелательность, умение поддержать и направить студента, блестящий талант лектора. Не ограничиваясь работой в училище, А. М. Айзенштадт активно сотрудничал с местной печатью, публикуя рецензии и заметки, освещавшие музыкальную жизнь города. В Хабаровске определилось и главное направление научной деятельности – исследование народного творчества. Айзенштадт стал организатором и участником нескольких фольклорных экспедиций в отдаленные районы Хабаровского края, положивших начало научному осмыслению музыкальных традиций народов Приамурья – нанайцев, ульчей, удэгейцев.В 1957 г. А. М. Айзенштадт покинул Хабаровск и начал работу в Новосибирской консерватории (кафедры теории и истории музыки, с 1968 по 1971 г. – зав. кафедрой истории музыки). Новосибирский период (1957-1974 г.г.) явился наиболее плодотворным в его педагогической и научной деятельности. А. М. Айзенштадт работал на кафедрах теории и истории музыки (). В Новосибирске определилась роль А. М. Айзенштадта как одного из зачинателей разработки проблем традиционной музыки народов Сибири и Дальнего Востока. Он организовал и возглавил целый ряд фольклорных экспедиций в отдаленные районы Сибири (Эвенкийский округ, районы проживания кетов, селькупов и др.). В 1965 г. А. М. Айзенштадт защитил кандидатскую диссертацию «Музыкальный фольклор народностей Нижнего Приамурья». Материалы диссертации вошли в монографию «Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири» (1966 г.), выход которой стал важной вехой в истории отечественной фольклористики. А. М. Айзенштадт выступал с докладами на научных конференциях, опубликовал ряд статей, посвященных традиционной музыке сибирских народов. Значительна его роль в поддержке сибирских композиторов (статьи в местной и центральной прессе, посвященные творчеству В. Левашева, А. Мурова, А. Новикова и др., работа в Сибирском отделении Союза композиторов России).В 1974 – 1979 г.г. А. М. Айзенштадт работал в Петрозаводске (кафедра истории музыки Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории, в 1976-1979 г.г. – зав. кафедрой). Включившись в музыкальную жизнь столицы Карелии, он не потерял творческих связей с Сибирью – выезжал в фольклорные экспедиции к кетам и селькупам, работал над публикациями, посвященными традиционной музыке сибирских народов, проводил консультации по народному творчеству со студентами Новосибирской консерватории.В 1979 г. А. М. Айзенштадт переехал в Краснодар. С 1979 по 1994 г.г. работал в Краснодарском институте культуры и искусства (1979 – 1989 г. г. – зав. кафедрой истории и теории музыки). Пребывание в Краснодаре дало новый импульс творческой деятельности. А. М. Айзенштадт организовал несколько фольклорных экспедиций в казацкие станицы, результатом которых стал ряд статей и выступлений на конференциях, посвященных музыкальным традициям кубанского казачества. Подготовка педагогических кадров для руководства самодеятельности стимулирует внимание к проблемам музыкального любительства. А. М. Айзенштадт составил методическое пособие для самодеятельных композиторов, выступал с докладами, посвященными проблемам самодеятельности и музыкального просвещения. Эта работа дала импульс и собственному композиторскому творчеству. А. М. Айзенштадт создал ряд музыкальных произведений, среди которых оратория «Прошел Господь на шумный город», оперетта «Голубые мечты», хоровая сюита «Письма с войны», балетный диптих «Кроткая Руфь» и «Сон Марии». Фрагменты этих сочинений неоднократно исполнялись в Краснодаре и вызвали значительный интерес слушательской аудитории. Как и в предыдущие периоды, он уделял большое внимание музыкальной культуры региона и принимал активно участвовал в деятельности местного отделения Союза композиторов. В Краснодаре вышли в свет очерки о композиторах Кубани (Г. Пономаренко, В. Волченко и др.), опубликовано множество рецензий и отзывов в периодической печати. Продолжилась и работа по изучению сибирского фольклора. А. М. Айзенштадт принял участие в создании многотомного коллективного труда «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», вышедшего в Новосибирске, явился автором статьи об эвенкийской музыке в «Музыкальной энциклопедии». В 1995 г. издано его исследование в объеме докторской диссертации «Песенная культура эвенков». Авторитет А. М. Айзенштадта в Краснодаре был очень велик. Подтверждение тому – присвоение ему в 1997 г. почетного звания «Заслуженный деятель искусств Кубани».В 1998 г. А. М. Айзенштадт покинул Краснодар и переселился в Ярославль. В этом городе прошли последние годы его жизни. Оставив, в связи с преклонным возрастом, педагогическую работу, А. М. Айзенштадт не прекратил творческую и научную деятельность. Он составил сборник народных песен Ярославской области, опубликовал несколько статей, связанных с историей музыкальной жизни Ярославля. Возрос его интерес к еврейской культуре. А. М. Айзенштадт работал над исследованием о музыкальном фольклоре еврейской диаспоры в Белоруссии, создал ряд инструментальных и вокальных сочинений, где использованы еврейские народные мелодии. До конца жизни он пользовался большим уважением и искренней любовью культурной общественности города.Главный вклад А. М. Айзенштадта в музыкальную науку связан с изучением традиционной музыки народов Сибири и Дальнего Востока. Он явился одним из первых ученых, разрабатывавших и утверждавших данное направление отечественного этномузыкознания. Исследования А. М. Айзенштадта в этой сфере были продолжены в трудах многочисленных последователей. А. М. Айзенштадт – крупный педагог-музыковед. Среди его учеников – доктор искусствоведения, профессор Б. А. Шиндин, кандидат искусствоведения, профессор Н. К. Пархоменко, кандидат искусствоведения, доцент Л. П. Робустова. Велики заслуги А. М. Айзенштадта в популяризации творчества композиторов Сибири, Дальнего Востока, Кубани, Карелии.
Головнева Н.И.
Персоналия / Произведение
- Голубые мечты ( Автор музыки )
- Кроткая Руфь ( Автор музыки )
- Письма с войны ( Автор музыки )
- Прошёл господь на шумный город ( Автор музыки )
- Сон Марии ( Автор музыки )
Творческое, научное, религиозное событие / Персоналия
- Фольклорная экспедиция в отдаленные районы Хабаровского края ( Руководитель экспедиционного отряда )
- Фольклорная экспедиция в отдаленные районы Хабаровского края ( Участник )
Труды о персоне
Персоналия / МКС категория
- Академическая
- Исследователи(Персоналии)
- Коренных народов
- Нанайцы
- Наука о музыке(Музыкознание)
- Традиционная
- Эвенки
Персоналия / Творческие и почетные звания
Персоналия / Награды
Персоналия / Вид деятельности
Результаты деятельности
Ученые степени
Персоналия / Учреждение (Место работы)
- Сибирская организация Союза композиторов России
- Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Место рождения
Источник / Персоналия
- Музыка эвенкийских сказаний ( Создатели )
- Эвенкийские героические сказания ( Создатели )
- Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири ( Создатели )
Ученики
- Шиндин Борис Александрович
- Пархоменко Николай Константинович
- Робустова Людмила Павловна
- Леонова Наталья Владимировна