Персоналия: Катков
Фамилия: | Катков |
---|---|
Прозвище / псевдоним: | Кока |
Имя и отчество / Имя: | Николай Павлович |
Пол: | Муж |
Дата рождения (год, месяц, день): | 1950-06-08 |
Очерк
Катков Николай Павлович, «Кока» (8.06.1950) - новосибирский рок-музыкант, оказавший мощное влияние последователей сибирского рока, представитель контркультуры 1980-х гг. Многие записи Н. Каткова были сделаны в ДК Чкалова с 1983-го по 1987-й, где он тогда работал звукооператором. На тот период им были созданы несколько десятков композиций в различных стилях рок-музыки (в т.ч. гаражный, арт-, психоделический-рок). Сборники композиций, которые Катков изредка дарил друзьям, стихийно стали популярны, получив резонанс по всей стране (под названиями КОКА или ДИМАКОК — записи с участием Димы Селиванова). Катков Н.П. - новатор в области электро-гитарных приемов звукоизвлечения. Намного опередил сибирских рокеров тем, что широко и искусно экспериментировал с многоканальной аппаратурой, осуществляя наложение вокала на инструментальные фонограммы западных («Brain Damage», «Dark Side Of The Moon» гр. «Pink Floyd», джаз Л. Янга, К. Бейси) и отечественных (из к/ф «Кабаре», «Метаморфоз» Ю. Богданова и Э. Артемьева) исполнителей, применяя т.н. «звуковые петли», «магнитофонные кольца» и искусственные шумы (эксперименты с металлической трубкой, голосом и микрофоном). Подобные студийные опусы сер. 1980-х отличались, с одной стороны, оригинальностью, с другой – намного более высоким уровнем технической обработки звука, чем у других отечественных рок-музыкантов. К примеру, фонограмма композиции гр. «Kraftwerk» стала основой композиции «Я – дебил» (альбом «Шизазой», 1988; песня размещена в Интренет-ресурсе «Ютуб»). Тесно сотрудничал с родоначальником отечественного индастриал-стиля Дмитрием Селивановым («Калинов мост», «Гражданская Оборона», «Промышленные Архитектуры»). В репертуар «Коки» входили социальные песни, насыщенные явной антисоветской пропагандой и гротесковым сатирическим отображением действительности. Часть из них была посвящена войне в Афганистане («Давай, Егор!», «Иерусалим», «Убийство брата»), другая представляла открытую критику социалистического образа жизни. Так, в композиции «Конституция» (совместно с Дмитриев Селивановым) под гитарное наложение читаются отдельные положения из Конституции СССР (право на свободу вероисповедания, неприкосновенность жилища, тайну переписки).
Крайне негативно относился к идее целенаправленного распространения своих песен. В Новосибирске их тиражированием занимался Алексей Сенин (в будущем - сотрудник рок-журнала «Тусовка» и литредактор рок-газеты «ЭНск»), в Ленинграде - Сергей Фирсов, в Москве - местные «писатели». В конце 80-х, поддавшись настойчивым уговорам приятелей, «Кока» дал несколько живых выступлений в рамках импровизационного проекта «Повидло», название которого лишний раз подчеркивало джемовый характер подобных акций.
В 1988-м г. объединил свои песни в двойной альбом.
Удостоен отдельной статьи в книге А. Кушнира «100 магнитоальбомах советского рока» (М., 2003). Российский рок-музыкант и поэт Александр Башлачев посвятил Н. Каткову стихотворение «Он рождён, чтобы выжить, в провинции» (1985). Участвовал в записи альбома «Поколение X» (1998) группы «Алиса» (альбом представляет собой сборник демозаписей и раритетных записей, сделанных в начале 1986 г.).
Цитата:
Николай Катков (Кока): «Я никогда не считал себя музыкантом. Но меня всегда интересовала «конкретная музыка», поиск новых звуков и новых шумов. Долгое время мною двигало желание записываться наложением, не привлекая в студию дополнительных музыкантов».
Александр Башлачев
Он рождён, чтобы выжить, в провинции.
Хоть люби его, хоть руби.
Жил в запечной, скупой провинции
Там, где вечера на Оби.
Там, где время полоть поле-полюшко
И да здравствует месяц-май!
Был по имени Коля-Колюшка
А по паспорту – Николай.
Вот такие дела в провинции
А по-русски сказать – в глуши.
И глушила душу провинция
Да нельзя не слышать души.
Вот такая была провинция
Да не скинула гору с плеч.
Вот такая была провинция...
Да о том ли родная речь?
На своём стояла провинция
А какая на этом честь
А по возрасту
А по паспорту
– нет и двенадцати.
– все тридцать шесть.
Только жаль не указано в паспорте
Что ты, Коля, ещё поэт.
Только жаль не указано в паспорте
Кто есть человек, а кто нет.
Тот, кто выжил в скупой провинции
Сядет в красном, богатом углу.
Тот, кто провинился в провинции
Тот великой столице – к столу!
Значит, время полоть поле-полюшко.
Нынче новое рождество
Вот живет Николай. Коля. Колюшка.
И Бог верит только в него.
Кушнир А. Кока / 100 магнитоальбомов советского рока http://www.rockanet.ru/100/82.phtml