Персоналия: Жирков

Персона
1479888247.jpg
Фамилия:Жирков
Имя и отчество / Имя:Марк Николаевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1892-04-08
Дата рождения по старому стилю:1892-03-26
Дата смерти (год, месяц, день):1951-04-17

Очерк

Якуткий композитор. Внес огромный вклад в развитие музыкального искуссва Якутии.

М. Н. Жирков окончил Вилюйскую казачью школу (1899-1903), поступил в Якутское реальное училище в 1903 году. Научился играть на скрипке у преподавателя училища Моноила Жиркова, освоил ряд народных инструментов, выучил нотную грамоту. В 1909 году М. Н. Жирков создал в Вилюйске первый музыкальный оркестр (в нем участвовали скрипки, цитра, балалайка, гитары). В коллективе Высшей начальной школы организовал хор. Жирков вел огромную работу, нотировал расшифрованные по слуху музыкальные образцы, расписывал партитуры для организованных им коллективов, фиксировал фольклорные образцы.

В 1912 году Жирков сыграл Сусанина в постановке одноименной пьесы, активно участвовал в драматических спектаклях Вилюйского высшего начального училища.

Работал писарем в учреждениях города, был учитилем пения в Вилюйском училище (1912-1914), в советский период работал в должности счетовода и секретаря.

В советский период оркестр Жиркова был непременным участником всех празднеств. Композитор создавал для музыкального коллектива опусы.

В 1930 Жирков написал статью "О якутском национальном музыкальном искусстве и о проблемах его развития", обратился в Наркомпрос ЯАССР и Наркомпрос РСФСР. В результате активной общественной и просветительской деятельности ему удалось ускорить темпы развития театра, музыкального образования, пополнения репертуара.

В 1933 -1936 годах М. Н. Жирков получил образование в Московской консерватории у И. И. Дубовского.

Знаковым и значимым для якутской культуры стало создание  оперы «Нюргун Боотур». Шагами к ее созданию были сценические исполнения олонхо,  затем – постановка пьесы П. А. Ойунского «Туйаарыма Куо» (1928), далее – музыкальная драма, написанная М. Н. Жирковым 1938 году на либретто Д. К. Сивцева и В. В. Местникова, созданное по произведению П. А. Ойунского. Следующим этапом стал оперный спектакль, тоже имевший не одну редакцию: первый вариант, написанный Жирковым–Литинским, отличался от драмы М. Н. Жиркова незначительно, второй был доработан Г. И. Литинским после смерти Жиркова к 30-летнему юбилею национального театра (1955), а третья редакция появилась в 1975 году. В спектакле чувствуется глубоко национальная основа, что определяется не только наличием национального источника, связанного с олонхо, с фольклорными музыкальными темами и использованием текстов на якутском языке, но целостностью всей системы произведения. Первый вариант оперы в определенном смысле воспроизводит структуру олонхо, его некоторые жанровые признаки и вариантный тип бытования музыкальных номеров.  Н. И. Головнева определяет жанровое наклонение произведения как оперу-олонхо, отмечая, что либреттист сохранил присущие олонхо особенности соотношения фабулы и сюжета.

«Нюргун Боотур» стал подлинно самобытным произведением якутского музыкального искусства того времени, который сохранил свое значение и популярность до настоящего времени.

Сюжет оперы «Сыгый Кырынаастыр», принадлежавшей тому же композиторскому тандему, связан с традиционным эпосом, но не опирается на конкретный первоисточник, либретто принадлежит И. Д. Винокурову (Чагылгану) и И. Д. Избекову. Однако по сравнению с определенным космизмом замысла «Нюргуна…», повествующего о системе мироздания, о Верхнем, Среднем и Нижнем мирах, это второе сочинение больше напоминает историко-социальную драму. Подобное содержание повлекло за собой и иное музыкальное решение: язык оперы связан с большей опорой на демократичный стиль дэгэрэн

Композиторам Жиркову и Литинскому принадлежат два балета, первый из которых – «Сир симэгэ («Полевой цветок»), написан на либретто Д. К. Сивцева по мотивам якутской сказки «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами», а второй – «Красный платочек» на либретто Н. И. Степанова, он посвящен событиям гражданской войны в Якутии.

При содействии М. Н. Жиркова в Якутию 1944–1946 годах с целью срочного создания национального якутского репертуара были приглашены 23 московских композитора, а в 1947 году бригада якутских музыкантов была командирована в Москву для завершения совместной работы над произведениями в определенных жанрах. В форсированном темпе было сочинено более 250 опусов с использованием якутского фольклора.

Жирков вел активную работу по пропаганде и популяризации якутской национальной музыки, участвовал в пленумах и конференциях. В 1950 году композитор принял участие в экспедиции ЯФ СО АН СССР, зафиксировал большое количество якутских фольклорных образцов в Усть-Алданском и Амгинском районах.

 

 

 

 



Лучшим произведением Жиркова - Литинского явилась опера-олонхо "Нюргун Боотур" .

Партитура оперы "Нюргун Боотур" хранится в библиотеке Якутского музыкального театра.

 



 Музыкальная драма "Нюргун Боотур" включала 34 сольных, 9 хоровых, 23 иллюстративных, 6 танцевальных сцен, увертюру и антракты. Исполнителями были ведущие певцы-импровизаторы М. В. Жирков, А. Ф. Новгородова, И. П. Местиков, В. А. Саввин, М. Н. Белолюбская, П. М. Решетников и другие.

Постановки «Нюргуна Боотура» были осуществлены в Якутске в 1947, 1955, 1963 и 1966 годах, в Москве – в 1957 году.

 

 

 



Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Результаты деятельности

Место рождения

Источник / Персоналия

Поделиться в социальной сети: