Персоналия: Иванов

Персона
1476691748.jpg
Фамилия:Иванов
Имя и отчество / Имя:Георгий Николаевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1927-02-09
Дата смерти (год, месяц, день):2010-05-24
Ученые звания:Профессор

Очерк

Иванов Георгий Николаевич (р.1927-2010) – крупный сибирский композитор, профессор НГК, член СК, в 1970-1976 – председатель СО СК. С 1987 г. – работал в должности зав.кафедрой композиции НГК. В 1975 – засл.деятель искусств России, в 1995 – народный артист России.

Среди учеников – талантливый песенник О.Иванов; мастер масштабных композиций И.Бершадский; лидер омской организации М.Олова; поклонник русских инструментов В.Роик; а также Г.Григоренко, О.Патюков, К.Тесаков, А.Курченко, Н.Луганский, из бурят – Ю.Ирдынеев, Б.Цырендашиев, Л.Санжиева; из якутов – З.Степанов, К.Герасимов, А.Самойлов, П.Иванова, Е.Неустроев, тувинец Хуреш-оол Кара-Дамба.

Публикации о творчестве: 1. Калужский В.М. Композитор Георгий Иванов черты творчества // Тв-во композиторов Сибири. – Новосибир ск, 1983. – С.129-141.

2. Асиновская А.А. Лирическая опера Г.Иванова «Алкина песня». – Новосибирск, 1976. – 25 с. – Рукопись. (Асиновская А. Опера Георгия Иванова «Алкина песня»// История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX-XX вв.): Сб.трудов. – Вып. XXXVII. – М., 1978. – С. 104-120.

3. Корн И. Долго ли петь Хлестакову? // Музыка России. – М., 1988. – Вып.7. – С. 194-205.

4. Робустова Л. Имя славное народное // Сов. Сибирь. – 1955. – 28 ноября.

5. Сибирская композиторская организация // Музыкальная культура Сибири. – Т.3. – Кн.2. – С.243-290.

Г.Иванов родился в 1927 году, в семье дирижера Николая Иосифовича Иванова, в 30-е – 40-е гг. работавшего с симф.оркестром Новосибирского радио и в оперном театре. Первым учителем будущего композитора стал его отец. По окончании средней школы Г.Иванов работал концертмейстером в кукольном театре Сергея Образцова, эвакуированного в Нск. Впоследствии служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. Профессиональное обучение получил в Ленинграде, где занимался у Г.Уствольской, а затем у Ю.Кочурова и В.Волошина.

По окончании год работал в Питере, затем вернулся в родной город. С 1959 – в НГК. Композитор работает в различных жанрах. Им написаны опера «Алкина песня» (1967) и «Ревизор» (1983), балет «Цветик-семицветик» (1956) и балетная сцена «Созидатели». Кроме того, велась работа над «Василием Теркиным» (неоконч.). Оперетты: «У моря Обского» (1962), «Рябина красная» (1968), «Три плюс три» (1965), «Алло, милиция» (1968), «Два цвета времени» (1982). Два фортепианных концерта: (19?, 1980), виолончельный (1979), Симфония (1991-92). Оратория-посиделки «Сибирские вечера» (1972), хоровые циклы «Страна-маяк» (1964), «Песни молодости» (1965), «Родина космонавта» (1965). Вокальные циклы «Говорите о главном» (1967), «ХХ век» (1973), «Из лирического дневника Вероники Тушновой» (1974), «Вечерние песни» (1979), «4 хора на стихи В.Брюсова» (1980), «Голодные песни» (1993) на стихи Н.Некрасова. Опусы для ОРНИ: «Сибирская рапсодия» (1962), «Молодежная увертюра» (1963), «Веселая увертюра» (1969), «Сибирская мозаика» (1970), «Юмореска» (1977), Концерт для оркестра (1979), «Сибирская масленица» (198), Цикл пьес «Хоровод», «Страдания», «Разговоры-разговоры», «Собирается наша улица» (1987), «Детская симфония» (1992). Обработки русских народных песен для хора. Камерно-инструментальные произведения: 2 стр.квартета (196?). «Музыка для ф-но» (1987), «Четыре арабески для баяна» (1990), «Алтайский альбом для ф-но» (1991). Музыка к спектаклям «Взрыв», «Проводы белых ночей», «Дон Кихот ведет бой», «Пора любви», «Волшебник Изумрудного города», «Короткая передышка». Творчество разделяют на 3 периода (по А.Лесовиченко): 1. «Студенческий» (от Сонатины для скрипки и ф-но до симфониетты 1958). 2. «Творческой зрелости» (от оперетты «У моря Обского» 1962 – до Оратории «Сибирские вечера» 1972). 3. «Подведения итогов» (от виолончельного концерта 1979 до симфонии 1992).

Центральная тема творчества – Сибирь. Можно говорить и о чисто формальных моментах, и о сущностных. В частности, Иванов обращается к фольклору, бытующему на территории Сибири, пишет для коллективов н-ска (ОРНИ, оперный театр, оперетта, драм.театры). На более глубоком уровне – обращение к быту и жизненным реалиям сибиряков, к их мироощущению, их взаимоотношениям. Сочинения Иванова отличают ирония, мягкий юмор, не переходящие в сатиру. Композитору присущ высокий профессионализм, владение палитрой современных выразительных средств, техникой инструментовки.

В творчестве композитора выделяются 2 основных направления: первое из них связано с музыкальным театром, с театральностью в широком смысле, второе - с концертированием, в концертным стилем. «В музыке для театра проявляется склонность к муз.шутке, гротеску, чутье сцены, яркий характеристический дар» (С.Гончаренко). Специфика дарования Иванова связана со стихией театра. . Интонационная основа – фольклор (цитатный и авторский). В инструментальной музыке, в том числе собственно в концертах преобладает волновая драматургия, отражающая внутренний мир героя, состояние самоуглубленности, и создающая впечатление импровизационного высказывания. Тематизм инструментальной природы, связанный с традициями инструментального концерта начала ХХ ст.

В качестве примеров приведем следующие: в «Алкиной песне» эпизоды мягкой лирики контрастируют с бытовыми сценами, иногда приземленными, намеренно комедийно-сниженными. В «Ревизоре» автор акцентирует внимание не на социальных аспектах, не на морали, а на «внешне занимательном, авантюрно-приключенческом, условно-игровом начале». Комедия превращается в водевиль, жизненные типы - в маски.

Игровое начало преобладает в ф-п концерте. Иванов развивает Прокофьевскую линию отечественного концерта: линия блестящего, виртуозного, романтичного концерта, идущая от Чайковского, Рахманинова, Скрябина. Сюиты и обработки народных песен для ОРНИ трактуются в скерцозном, частушечном, театрализованном ключе. Сочинения 70-х гг. имеют тенденцию к сквозному развитию, например, «Сибирская мозаика».

В 80-е гг. тенденция к импровизационности, к созданию атмосферы народного музицирования, усиливается. Жизненная энергия и задор отличают оперетты композитора, одной и вершин сибирской оперной музыки стала «Алкина песня», которая звучала и в Сибири, и в рамках гастролей НГАТОиБ в столицах. По опере снят фильм. В начале 90-х – симфония. 4-частный цикл «Памяти родителей» - опус драматический, завершается траурным эпилогом. Известно, что в работе у Иванова в последние годы были неоконченные симф.фрески «Памяти Феофана Грека и Андрея Рублева» как новая ступень в его творчестве.


1476691748.jpg
1513440196.jpg

Сцена из оперетты "У моря Обского". Постановки Новосибирского театра музыкальной комедии.

1513440196.jpg
1513440196.jpg

Персоналия / Произведение

Учреждение / Персоналия (руководитель ист.)

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Место смерти

Персоналия / Коллектив (место работы)

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Ученики

Учителя

Поделиться в социальной сети: