Персоналия: Степанов

Персона
1479887355.jpg
Фамилия:Степанов
Имя и отчество / Имя:Захар Константинович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1930-10-22

Очерк

Захар Константинович Степанов - крупный якутский композитор. Он - член СК России с 1976 года, Председатель Правления СК РС(Я) в 1989-1994, и с 2000 года, Заслуженный деятель искусств ЯкАССР (1986) и РФ (1999), Лауреат премии СК РСФСР им. Д. Шостаковича (1985), Лауреат Гос.премии РС(Я) им. П.А. Ойунского (2005), отличник народного образования России (1964), отличник культуры СССР (1980), почетный гражданин Кобяйского улуса РС (Я) (1993). Рассказ о его жизненном и творческом пути напоминает классическую историю о композиторе, чья любовь к музыке и будущее творческое credo были обусловлены с детства впитанными музыкальными впечатлениями, образованием и воспитанием.

З.К. Степанов родился в 1932 году в Тейинском наслеге Кобяйского улуса Якутии в семье охотника Константина Степанова – певца-имитатора, мастерски подражавшего голосам животных и птиц, звукам тайги. Помимо песен отца, образов и звуков родной природы, будущего композитора окружали фольклорные песни и танцы, а также фонд советских песен того времени. Первые навыки музыкального исполнительства он получил у самодеятельного музыканта С. Гоголева. В школьном возрасте З.К. Степанов самостоятельно научился играть на баяне и балалайке, участвовал в различных видах самодеятельности, организовал в школе хоровой коллектив, в котором пел и сам. Путь к профессиональному творчеству был нелегким.

Будущий композитор окончил отделение народных инструменов Якутского музыкального училища по классу баяна, во время службы в армии играл в ансамбле песни и пляски Дома офицеров г. Иркутска (1951-1954), затем работал в средней школе и в сельском клубе села Кобяй, где организовал и руководил хором, духовым оркестром и оркестром народных инструментов, начал сочинять.

Первыми опусами стали песни и хоры на стихи якутских авторов П. Кобякова, П. Степанова, И. Петрова «Знаете Кобяй?», «Родина моя», «Лунха», «Отгадайте, девушки», а также сюиты на якутские темы. При этом З.К. Степанов ощущал несомненные пробелы в своем композиторском образовании, ограничивавшемся к тому времени лишь немногими уроками у работавшего тогда в республике Г.А. Григоряна. В 1964 году потребность в дальнейшем обучении и рекомендации администрации департамента культуры привели Захара Степанова в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки. Позже композитор рассказывал: «помню, что надо было представить для поступления партитуры своих сочинений, но я не знал об этом, хотя песни начал сочинять уже с первого курса училища. Арсений Николаевич предложил мне остаться с испытательным сроком на полгода. Учеба была очень трудной, но тем не менее я остался». З.К. Степанов занимался в трехгодичной студии при Новосибирской консерватории (1964-1967), а затем – на кафедре композиции НГК (1967-1972) в классах Г.Н. Иванова и Ю.П. Юкечева. Дипломной работой якутского композитора вполне закономерно стало сочинение, связанное с родной культурой – оратория для солистов, хора и оркестра «Славься, страна олонохо!» на стихи якутских поэтов А. Софронова, П. Ойунского, С. Васильева, С. Дадаскинова и Концертино для альта и фортепиано.

В 1979 году в Якутск приехали Я.Френкель, Л. Лядова, Б. Тищенко, В. Казенин, при поддержке которых был организован Союз композиторов ЯАССР. В первый состав наряду с Николаем Берестовым, Валерием Кацем, Федотом Аргуновым вошел и Захар Степанов. Вся дальнейшая деятельность композитора прочно связана с музыкальной культурой республики. Главным, безусловно, надо назвать его работу композитора. З.К. Степанов – яркий самобытный автор, чьи сочинения несут неизменный заряд древней традиционной культуры, обретающей новую жизнь в новых формах. Жанровая панорама его творчества широка: к музыкально-театральным сочинениям относятся опера «Колыбельная» (1985; 2-я ред. 1995), оперетта «Анна есть Анна» (1990, по сценарию П. Тобурокова), балет «Ярхадаана» (2005), детский балет «Волшебный олень» (2001), мюзикл «Сказки старика Сэркээнэ» (1987), музыка к драматическим спектаклям «Ытык айал» (1982), «Манчаары» (1978), «Таю ищет солнце» (1990), «Биhирэм» (1992). Крупный пласт инструментальных произведений включает симфонические картины «Сказка старика» (1973), «Весенние голоса» (1979), «Ритуальный танец шамана» (1980), симфоническую поэму «Зов солнца» (1982), сюиту для хомуса и симфонического оркестра «Песнь якута» (1991), концертную пьесу «Олонхо» для тромбона и симфонического оркестра (1993). З.К. Степанову также принадлежит ряд камерных опусов – квартет для деревянных духовых, струнный квартет (1984), фортепианные пьесы и опусы для народых инструментов; хоровые сочинения, в том числе оратория «Уруйа улааттын» (2003); свыше 450 песен и романсов, в числе которых авторские сборники «Сайылык буруота» («Дым родного очага», 1978), «Чуопчаарар чооруостар» («Поющие птички», 1993), «Кэбээйн сардааналара» («Кобяйские зори», 1996), «Күн олох төрдө» («Солнце – основа жизни, 2003).

Образный мир его произведений прочными нитями связан с сюжетами и образами якутской культуры, с богатым интонационным фондом ее традиционного искусства. Профессиональные навыки, приобретенные в ходе образования, в сочетании с блестящим знанием родного фольклора позволили найти многие точки соприкосновения между достижениями композиторских школ, современным музыкальным языком и системой выразительных возможностей якутской музыки, - старинными, проверенными веками бытования формами и жанрами. В результате сочинения З.К. Степанова вобирали черты различных стилей и источников. Например, в увертюре «Радость», посвященной любимому композитору Д.Д. Шостаковичу, якутский автор сплавил тему-цитату из его произведения с подлинными якутскими мотивами. В симфонической картине «Ритуальный танец шамана», ставшей одним из самых ярких исполняемых сочинений композитора, он воплотил ритуал шаманского камлания средствами симфонического оркетсра. В опере «Колыбельная», созданной на сюжет подлинной трагической истории, - использовал логику и элементы структуры олонхо. В основу спектакля «Ярхадаана», созданному по юкагирской легенде, З.К. Степанов положил сплав якутских и юкагирских фольклорных интонаций.

Музыка З.К. Степанова звучит во многих городах России, но композиторское творчество стало не единственным видом его деятельности. Он вел преподавательскую деятельность в Якутском музыкальном училище, воспитал множество учеников, среди которых – ныне известные композиторы Егор Неустроев, Аркадий Самойлов, Кирилл Герасимов, П. Старостин, самодеятельные композиторы А. Моргусов и А. Дмитриев. Захар Константинович постоянно занимал ответственные посты, требующие неустанной работы: в 1979-1989 гг. он являлся директором Якутского отделения Муз.фонда и заместителем председателя СК ЯАССР, в 1989-1994 и с 2000 года – председателем СК Якутии, а в 1994-2000 – ответственным секретарем СК РС(Я).

Важной чертой его облика стала организаторская деятельность, многочисленные интервью и публикации в прессе, направленные на сохранение и приумножение культурного достояния края. Так, он неоднократно выступал в защиту академических музыкальных коллективов, протестуя против их закрытия: «композиторы Якутии, обеспокоенные снижением уровня духовности и нравственности подрастающего поколения, считают необходимым возрождение симфонического оркестра и хора при НК “Саха”, имеющих огромное воспитательное значение, силу духовного возрождения, нравственного пробуждения и оздоровления нации». Как председатель СК постоянно говорил и говорит о необходимости исполнения сочинений якутских композиторов как о важнейшем условии развития творчества: «проблема в том, что сейчас наши произведения звучат только в исполнении оркестра национальных инструментов. Раньше у нас был хор и симфонический оркестр радио и телевидения. Это была прекрасная возможность исполнять сочинения якутских композиторов. Я очень много работал для хора и оркестра. Но непонятно, почему правительство решило ликвидировать эти творческие коллективы. После этого мы оказались в непонятном положении. У наших композиторов очень много произведений, которые никто не слышит...» З.К. Степанов принимал участие в многочисленных фестивалях СК, выполнявших важную функцию просвещения и пропаганды музыкальной культуры: «Композиторы – труженикам села» (1981), «Мы песней славим труд» (1983), «Славься, земля олонхо» (1985), «Народные традиции и современная якутская музыка» (1986). «Композиторы Якутии – детям» (1988), и т.д.

Неизменная общественная деятельность Захара Степанова связана с его пониманием самого значения слова «композитор» как человека, ответственного перед своей культурой и перед своим народом: «если бы на свете не было композиторов, - писал он, - человечество было бы лишено значения слова “музыка”. Именно профессиональный композитор дает жизнь, в полном смысле этого слова, музыке любой формы. Талант композитора – редкий природный дар и отмечен им не каждый. Чтобы развить этот дар, нужно приложить максимум усилий и посвятить долгие годы изучению теории и мировой практики, и любить свою профессию. Музыкальное искусство как одно из ведущих среди других видов искусства – национальное достояние». Именно поэтому З.К. Степанов всегда стремится к осмыслению сути национального музыкального языка, к выявлению его ведущих специфических особенностей, причем не только в своих музыкальных произведениях, но и в вербальных формах: «Пентатоника характерна для якутской музыки. Такой же лад звучит в татарской музыке. В советское время мы очень много переняли из русской и западной музыки. Но и русская музыка этим страдает, перенимая западные лады. Самая большая проблема в том, что якутский народ потерял свой музыкальный лад». Базовым вопросом для него как для профессионального композитора, как для педагога-воспитателя молодых авторов и как для представителя своей нации становится поиск того оригинального самобытного, что составляет суть национальной якутской музыки. В этом залог его композиторского успеха и главный импульс непрекращающегося творчества.  

 

Интервью с З. К. Степановым.

Захар Степанов: "Нас теперь не видать и не слыхать..."

 

В 70-е годы любителей якутской музыки поразила пьеса для фортепиано "Ритуальный танец шамана", написанная одним из ведущих композиторов нашей республики Захаром Степановым. Глубоко новаторским казался тогда стук пальцами по деке инструмента, имитировавший звучание шаманского бубна. С того времени "Танец шамана" стал своеобразной визитной карточкой Захара Степанова... Перу композитора принадлежат опера "Колыбельная", детский мюзикл "Сказка старика Сээркээнэ", с большим успехом прошедшие на сцене Якутского театра оперы и балета, оратория "Славься, Земля олонхо!", кантата "Встреча с Ойунским", ряд симфонических картин и произведения для различных инструментов. По словам музыковеда Н.Николаевой, музыке композитора "свойственны широта дыхания якутских эпических напевов, яркость музыкальных образов, перенятых им от народных сказителей, неторопливость, размеренность повествования, чистота красок, ясность и рельефность интонаций". На протяжении многих лет Захар Константинович преподает и возглавляет Союз композиторов Якутии. Сегодня мы решили поговорить с ним о его творчестве и проблемах якутского музыкального искусства.

- Захар Константинович, вы ведь более тридцати лет преподаете в Якутском музучилище. Можете сравнить, как было раньше и как теперь?

- Это учебное заведение всегда выпускало и выпускает многих хорошо подготовленных специалистов. И работают здесь весьма высококвалифицированные педагоги. Кстати, там преподают и композиторы. К слову сказать, на российском съезде композиторов поднимали вопрос о том, что композитор обязательно должен работать в училище и в музыкальном театре... В свое время я преподавал вокалистам, духовикам, баянистам и учащимся других отделений композицию, теорию музыки и гармонию, мои ученики работают в театре, симфоническом оркестре и музыкальных школах. А сейчас я уже не преподаю...

- Над чем работаете?

- Только что закончил три сборника песен. Пока еще никто эту музыку не слышал. С поэтом Степаном Дадаскиновым мы уже составили сборник: я написал на его стихи около двухсот песен. Предстоит закончить концерт для симфонического оркестра.

- У вас есть замечательные песни "Догадайтесь, девушки", "Моя первая любовь", "Песня пастуха" и другие. Но, говорят, особенно трепетно вы относитесь к опере "Колыбельная". Почему?

- "Колыбельная" имеет очень большое значение - ее тематика посвящена Великой Победе. Опера требует большого количества исполнителей - большого состава хора и солистов. Было бы хорошо, если бы ее смогли поставить в нашем театре.

- Вот интересно: кто были те люди, что повлияли на вашу музыкальную судьбу?

- Первые учителя - родители. Отец был охотником, но привозил домой струны и из них изготавливал кырымпу - якутский национальный инструмент. Он-то и учил меня играть. А еще мы с ним пели... А вот музыкальной грамоте меня выучил Серафим Иванович Гоголев - композитор-любитель, скрипач, преподаватель якутского языка. Уже потом я стал играть на балалайке, гитаре, гармошке... Так и пошло, и поехало...

- А кто из композиторов особенно дорог вашему сердцу?

- Бах и Чайковский. А из советских композиторов я выделяю Шостаковича. Почему? Это прекрасная музыка. Она чиста, самобытна и действительно отличается от музыки других композиторов. Шостаковича надо уметь слушать.

- Захар Константинович, вопрос к вам, как к бессменному председателю Союза композиторов. С какими проблемами вы сегодня сталкиваетесь?

- Раньше наши песни постоянно звучали на радио. Несмотря на малый состав, мы очень много писали, творчески между собой соревнуясь. Ведь композитор должен показывать то, что сочинил. Но в 1997 году хор и оркестр радио и телевидения ликвидировали, так что мы лишились возможности донести нашу музыку до слушателей. Нас теперь не видать, не слыхать. Вот это и есть самая большая проблема.

- Ну а есть ли тогда вообще смысл в Союзе композиторов? Может, стоит самораспуститься?

- Что вы! Союз нас объединяет, а без этого, тем более в такое трудное для нас время, никак нельзя. Мы обязательно должны поддерживать друг друга.



Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Учителя