Произведение: Прозрение

Произведение
Название оригинальное:Прозрение
Тип композиции:опера

Аннотация

«Прозрение» Б. Б. Ямпилова  создано на современный сюжет, но его действие в отличие от многих опусов, в том числе и принадлежащих самому композитору, не связано ни с героико-патриотическими мотивами, ни с вопросами современных социалистических строек. Действие происходит в мирное время, – в 1960-е годы, в городе Улан-Удэ, но в целом эта привязка к месту и времени достаточно условна. Подчеркивая всеобщий вневременной характер поднимаемых проблем, композитор и либреттисты (Л. Л. Линховойн, Н. Логачев, Ю. Хазанов) определили место действия так: «в нашем городе, в наши дни». Кроме того, они обратились в опере не к бурятскому (что было бы логично, учитывая место действия), а к русскому тексту, и это обусловило большую обобщенность спектакля, его «лишенность локального колорита» . О. И. Куницын считает этот факт недостатком оперы, но возможно, выбор был сделан, поскольку тематика этого произведения явно выходила за сугубо национальные рамки.

Главной целью композитора было раскрыть внутреннее развитие характеров персонажей и показать их действия в психологически сложной ситуации, а также выявить подоплеку духовного роста героев спектакля. Основная идея отражена и в названии, подразумевающем как физическое, так и духовное прозрение. В целом опера стала попыткой создания в полной мере современного спектакля.

Замысел в этом спектакле был воплощен не совсем удачно: 1) препят-ствовали массовые эпизоды, не всегда уместные в опере лирико-психологической направленности; 2) накладывалось развитие побочной линии, связанной с героями второго плана, что отвлекало от основного драматургического узла; 3) отсутствовало явное разрешение конфликта в финальной сцене либретто. Одновременно и плюсом, и минусом стала сложность и неоднозначность образов героев: плюсом, потому что им была придана большая индивидуальность, разрушающая штампы и делающая их живыми, развивающимися, а минусом, поскольку их воплощение требовало сложных музыкальных и сценических решений. Особенно это касалось трех главных персонажей, составивших характерный треугольник.

Так, в различных ипостасях представала по ходу действия Туяна – ее образ был показан в контексте сложных взаимоотношений с Намжилом и Цэдэном, бывшим и настоящим мужьями героини, другая сторона ее натуры прорисовывалась в чувстве к маленькому сыну (Колыбельная песня), что в целом позволило автору создать облик чуткой, переживающей женщины. В разных ракурсах вводилась личность Цэдэна – грани его характера были выпи-саны благодаря конфликту чувства и долга. В эволюции показан и главный герой Намжил, прошедший путь от духовной узости и эгоизма – к жертвованию своими интересами ради счастья близких ему людей. Конфликтные столкновения – сцена прихода Намжила в первой картине, дуэт Туяны и Намжила во второй, сцена снятия повязки после операции в четвертой, встреча Намжила с сыном в финальной пятой картине – высвечивают разные грани натур персонажей. К концу оперы доминантой становится идея самопожертвования, объединяющая всех трех героев как основной смысловой лейтмотив.

Б. Б. Ямпиловым использованы приемы тембровой драматургии, дающие возможность эмоционально трансформировать темы и лейтмотивы и обрисо-вывать состояние героев в тех или иных ситуациях. Композитор применяет возможности оркестра или закулисного хора для создания подтекстов к основ-ному действию: например, остинатный пульс тромбонов и нарастание динамики в оркестре сопровождает спокойную речь врача в сцене снятия повязки, сви-детельствуя о волнении действующих лиц; а закадровое пение хора в финальной сцене Туяны, сопровождая ее сухой речитатив, помогает раскрыть подлинную амплитуду переживаний главной героини. Драматический накал сочинения усилен приемами конфликтного вторжения (к примеру, появление Намжила в первой картине во время счастливого семейного праздника Туяны и Цэдэна). Интонационный язык сочинения достаточно современен: базовая ладово-интонационная основа бурятской пентатоники обогащается метроритмическими и интонационными элементами массовых песен того времени – в этом ключе, в частности, решена песня о счастье (в ней использован хоровой лейтмотив оперы «Для того, кто счастья хочет, впереди горит звезда»), а больший удельный вес диссонансов характерен для партии Намжила до его двойного прозрения и т. д.

Конечно, спектакль удался не во всем: он полон неоднозначных решений, однако симптоматичен сам шаг к созданию оперы на современный сюжет. И в целом «Прозрение» - это сложное многогранное сочинение, близкое к лирико-психологической драме.



Произведение / МКС категория

Произведение / Форма исполнения

Жанр / Произведение

Произведение / Язык

Персоналия / Произведение

Поделиться в социальной сети: