Произведение: Биhик ырыата

Произведение
1480325820.pdf
Название оригинальное:Биhик ырыата
Перевод названия:

Колыбельная песня.

Тип композиции:опера
Состав исполнителей:

Солисты, хор, симфонический оркестр

Дата создания:1985
Премьера:1985
Новые редакции:

1985 год - первая редакция оперы, вторая редакция появилась в 1987 году, третья - в 1995. 


Текстовая основа

Либретто И. Гоголева. 


Аннотация

«Биһик ырыата» («Колыбельная») З.К. Степанова создана в 1985 году на либретто И.М. Гоголева к 40-летию Победы в войне 1941-1945 года. Опера «Светлой памяти воинов-якутян, павших на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается». В произведении сильны черты оперы-олонхо, сформировавшиеся в театральных якутских композициях. Главным персонажем здесь становится Кюбэйик, вокруг которой объединяется все действие. Такой выбор не случаен. Несмотря на то, что произведение сконцентрировано на мире чувств героини – матери Кюбэйик, акцент на ее моральном подвиге (она благословляет своих детей на бой с врагом, невзирая на их возможную смерть) придает эпическую масштабность всему сочинению. Рассказ о войнах, сражениях, подвигах во имя народа близок к традиционным темам.

Черты эпоса проявляются не только в наличии центрального персонажа Кюбэйик, выполняющего сюжетообразующую функцию, но и в разрушительной гибели всех героев (это пять сыновей Кюбэйик), в повторяемости событий, а также в отсутствии персонификации отрицательных героев, в результате чего сам конфликт как бы вынесен за пределы действия, а о нем повествуют другие персонажи. В опере образ героини прямо или косвенно фигурирует во всех картинах, в Прологе и Эпилоге, становясь своего рода символом. В сочинении личная трагедия человека приобретает глобальный характер: это подчеркнуто проводимой в эпилоге параллелью между матерью 5 сыновей, отдавших жизни за свою страну, родной землей как матерью народа и Родиной-матерью, «оплакивающей» миллионы павших.

Так, З.К. Степанов вкладывает в арию Кюбэйик следующий текст:

«Коль взывает сама мать-Отчизна,

Величайшая из всех матерей –

Как же мне не послать

Своих сыновей на ее защиту?»

Тот же мотив-параллель о матери и о родной земле звучит во 2-ой и 4-ой картинах в воспоминаниях ее сыновей перед боем. А в эпилоге по замыслу композитора как бы «встречаются» старуха Кюбэйик, пришедшая на могилы своих сыновей и - символ скорби по всем павшим – Родина-Мать с Пискаревского кладбища.

Драматургия спектакля выстраивается с помощью приемов повтора – дважды поет свою песню главная героиня, другая арка состоит из трех песен Старика (персонажа, олицетворяющего мудрость), возникают переклички между 2-й и 4-й картинами, связанными с полем боя, между 1-й и 3-й, включающими сцену проводов, и - между Прологом и Эпилогом. Анализ оперы предпринят в книге Н.И. Головневой, которая считает, что в опере «4 картины объединяются по сонатному принципу, где первая и вторая картины выполняют роль главной и побочной партий сонатной экспозиции, третья и четвертая – динамической репризы, повторяя предыдущие на новом качественном уровне. Первая и третья картины, вторая и четвертая образуют сюжетные арки, имея при этом одинаковую внутреннюю структуру» [с. 318].

Нам же представляется более верным усматривать структурные и логические аналоги в жанре оперы-олонхо, выработанном в недрах якутского композиторского искусства. Соответственно, лейтмотивность и лейт-характеристичность персонажей в двух ариях Кюбэйик и трех ариях Старика проистекают из принципа эпической повторности – арии каждого персонажа вариантно близки, мелодика и принципы ее развития сформированы на интонациях фольклора. Упомянем и факт, что в партитуру в соответствии с содержанием включены танцевальные жанровые мотивы (например, осуохай в первой картине).

Оперы была поставлена в Якутском музыкальном театре.


1485435135.jpg

На фотографиях изображено либретто оперы, адресованное Т. А. Роменской, у которой композитор учился в Новосибирской консерватории.

1485435162.jpg
1485435186.jpg

Произведение / МКС категория

Произведение / Форма исполнения

Произведение / Язык

Персоналия / Произведение

Источник / Произведение

Поделиться в социальной сети: