Коллектив: Кафедра общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Коллектив
1477295466.jpg
Название (соврем.):Кафедра общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Название (юридическое):Кафедра общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Очерк

Кафедра общего форте­пиано начала свою деятельность небольшой группой преподавателей (Е. Р. Близнюк, В. А. Родионова, Г. В. Яковлева), входивших в течение первого учебного года в состав кафедры, объединившей всех педагогов-пианистов. Как самостоятельное структурное подразделение, осуществляющее педагогическую, методическую, научно-исследовательскую, концертную деятельность, она создана в августе 1957 г. (Приказ № 147 от 17 августа 1957 г.).

Становление и развитие кафедры проходило в русле общих тенденций жизни вуза, а их конкретизация и реализация во многом определялась личностью заведующего. Первый, самый длительный этап – становления, накопления опыта, отлаживания механизма всех аспектов работы – проходил под руководством профессора Е. Р. Близнюк в 1956–1982 гг. Второй этап охватывает годы с 1982 по 1992. Это было время закрепления и углубления сложившихся принципов деятельности, поиск и реализация новых путей ее совершенствования. С 1982 по 1989 г. кафедрой заведовала Л. Л. Зенина, с 1989 г. ее возглавил Н. С. Бажанов. С 1993 г. начался третий этап истории кафедры. Его характеризует тенденция углубления научно-исследовательского направления, на новый уровень вышла исполнительская деятельность, новые черты проявились в организации учебного процесса.

В 1950-е гг. педагогический коллектив кафедры формировался из выпускников ведущих советских вузов. К старшему поколению принадлежали Е. Р. Близ­нюк и Е. Л. Гольденберг. Остальные – В. А. Родионова, А. С. Вар­шицкая, А. М. Шпизман, В. Г. Василенко, Г. В. Яковлева, В. А. Самохвалов, Г. А. Касторская, В. Д. Захарченко и другие – недавние выпускники МГК, ГМПИ им. Гнесиных, ЛОЛГК, Львовской консерватории. В их числе были ученики крупных советских музыкантов – Я. И. Мильштейна, П. А. Серебрякова, А. Б. Голь­денвейзера, Ю. В. Брюш­кова и др.

Приток педагогических кадров из разных советских вузов продолжается в дальнейшем.
В 1960-е гг. коллектив пополнили Л. П. Факторович, Л. А. Москаленко, Л. А. Гольдберг, А. И. Эткина, Е. В. Баранова, Л. Т. Грузина, И. К. Шатская, в 1970-е гг. – Е. И. Кирюхина, в 1980-е гг. – Н. С. Цеханская, О. М. Панкова, в 1990-е гг. – М. Г. Карпычев, И. Ю. Ускова и др. Среди названных были педагоги, проработавшие на кафедре ОФ НГК длительное время, оказавшие существенное влияние на становление курса фортепиано и воспитание студентов, в то же время пребывание немалого числа преподавателей было кратковременным. Устойчивое ядро педагогического коллектива формируется с приходом выпускников НГК, начиная с 1962 г. Первыми в их числе были В. С. Свешникова, Л. Л. Зенина, Н. В. Захаревич, К. Д. Николина, Э. Н. Сидякина, В. В. Писарева, Э. С. Камышева. В конце 1960-х и в 1970-е гг. коллектив пополняют Н. А. Харитоненко, Л. В. Финковская, В. Б. Калиновский, Н. А. Вогралик, Г. А. Пыс­тин, в 1980-е гг. – Н. С. Бажанов, Л. В. Смешко, О. Б. Крокушанская, М. Ю. Мищенко, в 2000-е гг. – А. В. Гребенкин, Е. В. Нестеренко, О. Е. Шитин, Ю. А. Рожкова, Е. Л. Суродейкина.

В 2005 г. в составе кафедры: доктора искусствоведения, профессора Н. С. Бажанов (заведующий кафедрой) и М. Г. Карпычев, доценты М. Ю. Мищенко и О. Б. Кро­кушанская, исполняющие обязанности доцента В. С. Свешникова, Л. Л. Зенина, Н. В. Захаревич, Л. П. Факторович, Н. А. Вогралик, преподаватели А. В. Гребенкин, Е. В. Нестеренко, О. Е. Шитин, Ю. А. Рожкова, Е. Л. Суродейкина.

Под руководством Е. Р. Близнюк кафедра ОФ работала 25 лет. Это была самая большая в вузе кафедра, способная решать сложные проблемы обучения студентов разных специальностей игре на фортепиано, воспитывать музыкантов высокой профессиональной культуры. Среди многообразных форм деятельности центральное место занимала методика преподавания и организация учебного процесса. Методическая работа развивалась в нескольких направлениях. Они определялись спецификой кафедры, связанной со всеми специальностями в вузе. Такое ее положение диктовало необходимость строить курс фортепиано с учетом особенностей специальности студентов-исполнителей, музыковедов и композиторов. С этих позиций разрабатывались программы, составлялся репертуар, рекомендательные списки для чтения с листа, совершенствовалась методика проведения зачетов, академических концертов, экзаменов. Показательна тематика методических работ, выполненных преподавателями в 1970‑е гг.: «Специфика работы в классе общего фортепиано на дирижерско-хоровом факультете» (Л. П. Факторович), «Значение курса фортепиано для всестороннего развития музыкально-художественного мышления студентов консерватории» (Н. А. Во­гралик), «Развитие полифонического мышления в работе со студентами оркестрового факультета заочного отделения по курсу общего фортепиано» (В. Б. Калиновский), «Развитие технических навыков студентов оркестрового факультета на материале этюдов и упражнений» (Л. Т. Грузина). Методическим вопросам посвящались доклады, с которыми преподаватели выступали на «Днях науки» и заседаниях кафедры, на совещаниях педагогов учебных заведений, на совместных заседаниях с выпускающими кафедрами НГК: «Специфика работы со студентами разных факультетов в классе общего фортепиано» (Л. П. Факторович),
«О работе со студентами вокального факультета» (Н. В. Захаревич), «Работа со взрослыми начинающими» (Л. Л. Зенина), «Об индивидуальном подходе к студентам в процессе обучения» (Н. А. Вогралик) и др. Составлялись программные требования для студентов вокального факультета (Л. П. Факторович и В. С. Свешникова), рекомендательные списки для чтения с листа для студентов ТКФ (В. С. Свешникова), ДХФ (Л. П. Факторович и В. С. Свешникова), аккомпанемент к ариям и романсам для вокалистов (Н. В. Захаревич), распевки для вокалистов (В. С. Свешникова и Н. В. Захаревич) и т. д. В программные требования был введен аккомпанемент, игра в ансамбле, чтение с листа, распевки и гаммы (для вокалистов) и др. Определяющим моментом при совершенствовании учебных программ было взаимодействие общих и специфических принципов разных исполнительских, музыковедческих и композиторских профессий.

При составлении репертуарных списков особое внимание уделялось творчеству советских композиторов. При этом преподаватели прежде осваивали произведения как исполнители и представляли их в кафедральных концертах с аннотациями. В репертуар Л. П. Факторович вошли произведения Р. Бунина, Л. Вишкарева, Д. Благого, А. Николаева, Е. Голубева, Ю. Бирюкова; Н. В. Захаревич – молдавских композиторов; фортепианный дуэт Л. П. Факторович и В. С. Свешниковой освоил произведения А. Хачатуряна, О. Тактакишвили, А. Мачавариани, Р. Щедрина; дуэт Л. П. Факторович и А. И. Эткиной – произведения Н. Ракова, Р. Щедрина, Л. Ходжа-Эйнатова, С. Прокофьева. В 1960-е гг. кафедра работала над репертуарным сборником фортепианных произведений советских композиторов для сольного и ансамблевого исполнения студентами НГК.

Параллельно с профилизацией курса фортепиано большое место в методической работе кафедры занимало составление учебных пособий с исполнительским и методическим анализом произведений. В них указывались пути преодоления технических трудностей, с которым сталкивается студент при изучении того или иного произведения.
В числе такого рода работ «Полифоническая тетрадь Р. Щедрина» (В. С. Свешникова), «Французские сюиты И. С. Баха» (В. В. Писарева), «Полифония русских композиторов» (Н. В. Захаревич), «Полифонические произведения советских композиторов» (Л. П. Факторович), концерт А. Парцхаладзе «Контрасты», сонаты А. Евлахова, пьесы французских клавесинистов, ряд произведений А. Онеггера, Ф. Пуленка, А. Рейха (Л. Л. Зенина) и др. Они предназначались в основном для заочников, но могли использоваться и студентами дневного отделения. В методических работах и докладах поднимались и более общие вопросы фортепианного исполнительства и педагогики: «Ритм как эстетическая категория» (Л. Л. Зенина), «Проблемы исполнительских стилей» (Л. П. Факторович), «Элементы новой музыкальной записи» (Н. В. Захаревич), «Вопросы артикуляции в работе над музыкальным произведением» и «Исполнение клавирных произведений Баха и интерпретация современников» (В. С. Свешникова) и др.

Методических работ в 1960–1970-е гг. писалось много, тематика их была разнообразной, но создавались они для «внутреннего потребления». Апробация некоторой части работ проходила в виде докладов на «Днях науки» кафедры (1978/79, 1981/82 учебные годы), на методических совещаниях преподавателей общего фортепиано учебных заведений Сибири (1977/78 учебный год – семинар заведующих отделениями общего фортепиано), на совместных заседаниях с исполнительскими кафедрами (с кафедрой ДХФ, 1979/80 учебный год). Наиболее значительной и единственной опубликованной методической работой тех лет было учебное пособие Е. Р. Близнюк «Комплексное развитие пианистических навыков на начальном этапе обучения». Но и не будучи опубликованными, учебно-методические работы принесли несомненную пользу, способствуя совершенствованию методики преподавания и накоплению научного потенциала кафедры.

Собственно научная работа на кафедре в обозначенный период только зарождалась. Н. А. Вогралик начала работу над диссертационным исследованием «Советский фортепианный концерт», Н. В. Захаревич включилась в работу над комплексной темой вуза «Музыкальная культура Сибири».

Концертная деятельность кафедры в 1960–1970-е гг. проходила в основном в виде кафедральных концертов с участием преподавателей и студентов. Вместе с тем, некоторые преподаватели принимали участие в концертной деятельности вуза, выступали в концертных залах НГК, в Доме актера, на радио и телевидении. Л. Л. Зенина исполняла произведения сибирских композиторов Ю. Ащепкова, В. Денбского, Ю. Юкечева, сонаты Гайдна и Моцарта, «Румынские танцы» Б. Бартока, балладу № 4 Шопена, прелюдии и фуги Шостаковича, как ансамблист выступала с домристом Б. Мачиным; на концертных афишах Большого зала значился фортепианный дуэт К. Д. Николина – В. В. Писарева, В. С. Свешникова и Н. В. Захаревич участвовали в концертах студентов-вокалистов в качестве концертмейстеров, причем не только в Новосибирске.

В 1980-е – начале 1990-х гг., развивая традиции, заложенные в предшествующий период, кафедра идет по пути совершенствования всех аспектов деятельности. Ведущие направления учебной и научно-методической работы определили проблемы профилизиции курса фортепиано и преемственности обучения в трехзвенной системе музыкального образования (детская музыкальная школа–музыкальное училище–вуз). Причем, если проблема профилизации в определенной мере разрабатывалась в предшествующий период, то проблема преемственности была для кафедры новой.

Совершенствование учебно-методической работы по профилизации курса общего фортепиано оказало влияние на структуру кафедры. Еще в конце 1970‑х гг. студенты были распределены в несколько секций. Организацией работы студентов-хормейстеров руководила Л. П. Факторович; секцию, включившую вокалистов, струнников и музыковедов, возглавила К. Д. Николина; духовики, народники и композиторы были объединены в секцию во главе с А. С. Варшицкой. С 1983/84 учебного года введена более дробная секционная структура. Самостоятельными, профильными секциями, возглавляемыми ведущими педагогами кафедры, стали теоретико-композиторская (К. Д. Николина), дирижерско-хоровая (Л. П. Факторович), народных инструментов (Н. С. Бажанов, О. Б. Крокушанская), вокальная (Е. Р. Близнюк), струнных инструментов (Н. А. Харитоненко), духовых инструментов (В. Б. Калиновский). В последующие годы менялись руководители секций, но общая структура сохранялась. В настоящее время руководителями являются: Л. П. Факторович (ДХФ), В. С. Свешникова (ТКФ), Н. В. Захаревич (вокальная), А. В. Гребенкин (народные инструменты), Н. А. Вогралик (струнные инструменты), М. Ю. Мищенко (духовые инструменты). В период существования заочного отделения оно также работало как самостоятельная секция.

Разработка межпредметных методик преподавания с целью приближения процесса обучения к будущей профессиональной деятельности выпускников в 1980-е гг. переходит на новый качественный уровень, осуществляется более интенсивно и результативно. Формулируется само понятие – профилирующий раздел учебных программ, существенно увеличивается его объем. Переосмысливаются функции этого раздела в обретении навыков и умений студентов в овладении фортепиано. Вопросы профилизации освещаются в методических работах. В числе опубликованных: «Значение профилирующего репертуара в развитии музыкально-ритмических способностей студента» (Л. Л. Зенина), «Развитие самостоятельности студентов теоретико-композиторского факультета в занятиях по курсу фортепиано» (Л. Л. Зенина, В. С. Свешникова), «Развитие гармонического компонента музыкального слуха в классе фортепиано» (Е. И. Кирюхина), «Подбор по слуху и импровизация в курсе фортепиано» (Г. А. Пыстин), «Развитие музыкального мышления студентов теоретико-композиторского факультета на уроке фортепиано» (О. М. Панкова), «Вокальная музыка сибирских композиторов в курсе фортепиано» (Н. В. Захаревич), «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано на примере цикла С. Прокофьева “Пять стихотворений А. Ахматовой”» (О. Б. Крокушанская), «Работа над динамикой в ансамблях для фортепиано и духовых инструментов» (В. Б. Калиновский) и др.

Инновационные методики профилирующего обучения кафедра внедряет в учебный процесс. Апробируются новые формы учебных занятий. Таковы, например, уроки-семинары по современной музыке, по конкретным темам: «Проблемы интерпретации музыки композиторов-клавесинистов», «Исполнительский анализ сонат Гайдна», «Прелюдии Дебюсси», «Ludus tonalis» Хиндемита и другие, проведенные совместно с преподавателями кафедр истории и теории музыки, специального фортепиано. Студенты выступали исполнителями произведений, о которых шла речь, и иллюстраторами отдельных положений лекции.

Задачам профилизации подчинена концертная деятельность студентов. Вошли в практику студенческие концерты в Малом зале с целью наглядно продемонстрировать успехи студентов разных специальностей в овладении фортепиано и их готовность использовать знания в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Вокалисты выступали в качестве концертмейстеров в концертах «Памяти Ф. И. Шаляпина», «Советская вокальная музыка», как пианисты-солисты в концерте «Фортепианные переложения вокальной музыки», оркестранты исполняли фортепианную партию в ансамблях со струнными и духовыми инструментами в концерте «Камерные ансамбли», студенты народных инструментов аккомпанировали своим ученикам по педагогической практике в концерте «Учитель и ученик» и т. д. Студенты-музыковеды в курсе лекторской практики собственным исполнением на фортепиано иллюстрировали свои публичные выступления. Совершенствование методики преподавания фортепиано и приближение его к будущей профессиональной деятельности способствовало росту интереса студентов к этому предмету.

Новое направление в работе кафедры в 1980-е гг. определила проблема преемственности начального, среднего и высшего образования, над решением которой работал в эти годы весь вуз в рамках программы «Школа–училище–вуз». Под руководством Л. Л. Зениной была разработана модель курса фортепиано, реализующая преемственность обучения от начального звена к вузовскому. Кафедра стала реальным методическим центром преподавания фортепиано в Сибирском регионе, приняла на себя кураторство над несколькими ДМШ и музыкальными училищами. Томское училище курировала В. С. Свешникова, Якутское – Н. С. Бажанов, Барнаульское – Н. А. Вогралик, Барабинское – Л. П. Факторович, Новосибирское, Кемеровское, Прокопьевское, Новокузнецкое, Бийское, Рубцовское – Л. Л. Зенина, Омское – Н. В. Захаревич. Педагоги проводили в подшефных училищах открытые уроки, выступали с лекциями и докладами. Заведующие отделениями приезжали на устраиваемые в Новосибирске семинары-совещания (1986). По инициативе кафедры в Новосибирске была организована городская секция общего фортепиано, развернувшая работу более всего с музыкальными школами. Ее возглавила заведующая кафедрой Л. Л. Зенина. Огромная организационно-методическая работа кафедры в регионе давала свои плоды, отделения общего фортепиано школ и училищ перестраивали работу по модели НГК.

Опыт кафедры ОФ НГК в области профилизации курса фортепиано, методического и организационного обеспечения преемственности трех звеньев музыкального образования обсуждался на заседаниях секции общего фортепиано при Министерстве культуры РФ, проходивших в Москве (1981), Астрахани (1984), Горьком (1988), для его изучения в НГК приезжали преподаватели не только сибирской зоны, но и других регионов России. В 1986 г. на базе кафедр специального и общего фортепиано НГК с участием заведующей кафедрой общего фортепиано ГМПИ им. Гнесиных профессора В. Д. Нырковой в Новосибирске был проведен региональный семинар заведующих фортепианными отделениями. Он вызвал большой интерес преподавателей музыкальных училищ не только Сибири, но Урала и Дальнего Востока. Преподаватели кафедры ОФ НГК представили на этом совещании ряд докладов по актуальным темам: «Профилизация и преемственность в обучении по курсу фортепиано в музыкальных школах и училищах Сибирской зоны» (Л. Л. Зенина), «Интенсификация процесса обучения вокалистов в свете задач комплексного воспитания студентов в музыкальном вузе» (Н. В. Захаревич), «Профилизация в обучении дирижеров-хоровиков» (Л. П. Факторович), «ТСО в учебном процессе» (Н. С. Бажанов). Кафедрой ОФ НГК был подготовлен межвузовский сборник трудов «Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов» с участием педагогов Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани, Нижнего Новгорода, опубликованный в 1990 г. Он включил также статьи преподавателей НГК – Л. Л. Зениной, В. С. Свешниковой, В. Б. Калиновского, Г. А. Пыстина, Л. Т. Грузиной, Н. В. Захаревич, О. Б. Кро­кушанской. Редактор-составитель – Л. Л. Зенина.

В 1980-е – начале 1990-х гг. активизируется научно-исследовательская работа кафедры, а главное, она, как и научно-методическая, перестает быть достоянием «собственного портфеля». Преподаватели публикуют статьи: Г. А. Пыстин – о творчестве О. Мессиана, Н. С. Бажанов – по теме кандидатской диссертации «Функции динамики в системе фортепианных выразительных средств», Н. В. Захаревич – по вопросам музыкального образования Новосибирска, Н. А. Вогралик – по теме «Советский фортепианный концерт». Новое качество характеризует концертную работу.
С сольными, ансамблевыми концертами и как концертмейстеры в Большом зале НГК, в филармонии, в учебных заведениях, на радио и телевидении выступают Л. В. Смешко, Г. А. Пыстин, О. Б. Крокушанская, М. Ю. Мищенко, Н. В. Захаревич, дуэт Н. А. Вогралик – Е. И. Кирюхина. Проводятся ежегодные отчетные концерты кафедры с участием преподавателей и студентов, студенческие концерты класса отдельных педагогов.

В 1990-е гг. жизнь кафедры, как и всего вуза, началась в сложных условиях. Сократилось количество часов по курсу фортепиано на одного студента, время для проведения зачетов и экзаменов, что заставило пересматривать программы. Прекратились выезды с методической помощью в училища Сибири. Существенно уменьшилась численность преподавателей: от 18–20 в предыдущие годы до 8–9 человек, несмотря на то, что к общему количеству студентов добавились учащиеся открытого в начале 1990-х гг. лицея НГК. В непростых условиях 1990-х гг. кафедра продолжала интенсивное развитие, достигнув значительных результатов в разных сферах деятельности. Прежде всего важно подчеркнуть, что не снизилось, а, скорее, повысилось качество педагогической работы. Свидетельство этому – ставшие традиционными ежегодные отчетные концерты в Малом зале консерватории. Студенты-музыковеды, композиторы, дирижеры, инструменталисты, вокалисты выступают в качестве пианистов, играют сольные и ансамблевые программы со сложными и разнообразными по стилю и жанрам произведениями. Складываются ансамбли с перспективой концертной деятельности и после окончания консерватории. Примером может быть фортепианный дуэт студентов Е. Приходовской (класс доцента Н. В. Захаревич) и Н. Трушевой (класс профессора Н. С. Бажанова), в репертуаре которого произведения Рахманинова, Лютославского, Брамса, Баха–Вивальди и др. Концерты дуэта проходили в Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Усть-Илимске. В каждом концерте студентки выступают в фортепианном дуэте, как солисты, а также в ансамбле с вокалистами как концертмейстеры.

Студенты-композиторы сами представляют свои весьма непростые в плане пианизма опусы и на конкурсах завоевывают победы не только за творчество, но и за исполнительство. В. Исхакова получила диплом как «Лучший концертмейстер конкурса молодых композиторов России
им. А. Скрябина» (класс доцента Н. В. Захаревич), Г. Смирнов – 2 место на конкурсе композиторов им. С. Прокофьева (класс доцента М. Ю. Мищенко). Концерты подобного рода не единичны, они сложились в определенную систему.

Кафедра успешно решает новую задачу, связанную с детской фортепианной педагогикой. Работа с одаренными детьми началась еще в 1980-е гг., когда в класс фортепиано НГК пришли учащиеся ССМШ В. Репин, А. Бараховский, М. Венгеров – всемирно известные сегодня скрипачи. С переходом НГК на многоуровневую систему потребовались программы для учащихся всех классов лицея, теперь колледжа, начиная с подготовительного, которые успешно разработаны преподавателями кафедры.

Особыми достижениями в 1990-е и 2000-е гг. отмечена научная деятельность кафедры. Н. С. Бажанов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Функции динамики в системе фортепианных выразительных средств», а затем докторскую – «Динамическое интонирование в искусстве пианиста», получил степень доктора искусствоведения и звание профессора. М. Г. Карпычеву присвоена ученая степень доктора искусствоведения за диссертацию «Проблемы содержания музыки и музыкальное искусство Азербайджана» и ученое звание профессора. Кафедра общего фортепиано в течение достаточно длительного времени была единственной в вузе, которая имела двух докторов наук по специальности «Музыкальное искусство». Н. С. Бажанов и М. Г. Карпычев продолжают интенсивную научно-исследовательскую деятельность, выступают на конференциях, публикуют статьи, монографии, представляют кафедру в совете по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Научной деятельностью занимаются и другие преподаватели, более всего в рамках комплексной темы вуза «Музыкальная культура Сибири». В числе наиболее значительных публикаций – статьи и очерки по истории музыкального образования в Новосибирске (авторы Л. Л. Зенина и Н. В. Захаревич), творческие портреты и воспоминания о крупных музыкантах Новосибирска и педагогах консерватории Е. Р. Близнюк, Н. Ф. Орлове, А. В. Подъельском, А. С. Барон, Е. М. Зингере, И. А. Гутмане (авторы В. С. Свешникова, Н. В. Захаревич, О. Б. Крокушанская, Л. П. Факторович). Преподаватели кафедры участвовали в сборе материалов к коллективной монографии «Музыкальная культура Сибири», энциклопедии «НГК-50», выступают с докладами на конференциях по отдельным вопросам истории музыкальной культуры Новосибирска и региона.

Учебно-методическая работа – обязательная составляющая деятельности каждого преподавателя. Сквозной общекафедральной темой последних лет является разработка специальной методики преподавания курса общего фортепиано на основе совершенствования навыка художественного чтения с листа. Над этой темой работают Н. С. Бажанов, Л. Л. Зенина, В. С. Свешникова, Л. П. Факторович. Н. С. Бажанов разработал и читает студентам фортепианного факультета курсы «История и теория фортепианного исполнительского искусства» и «Методика обучения игре на фортепиано». Опубликованы «Методическое пособие по курсу общего фортепиано для студентов вокальных факультетов музыкальных вузов» Н. В. Захаревич, монография «Заметки педагога фортепиано» и учебно-методическое пособие «Теоретические проблемы содержания музыки» М. Г. Карпычева. Методическую направленность имеет подготовленный кафедрой сборник, в который вошли статьи Н. С. Бажанова, В. С. Свешниковой, Л. П. Факторович, Н. В. Захаревич, Л. Л. Зениной, Н. А. Вогралик, М. Г. Карпычева, М. Ю. Мищенко. Редактор-составитель – М. Г. Карпычев. Ряд крупных методических работ находится в процессе завершения.

Кафедра продолжает оказывать организационно-методическое влияние на развитие музыкального образования в Сибири посредством методической помощи преподавателям учебных заведений, работой на ФПК НГК, выступлениями на методических совещаниях, семинарах, конференциях. В ноябре 2005 г. на базе кафедры был проведен Первый открытый региональный конкурс по курсу фортепиано для учащихся теоретических и дирижерско-хоровых отделений средних учебных заведений Сибири.

В развитии исполнительской деятельности кафедры в 1990–2000-е гг. устойчивыми остаются типы концертов: сольные, фортепианных дуэтов, камерно-ансамблевые, функционально – концерты конкурсные, благотворительные, эстетико-гедонистические. Доцент М. Ю. Мищенко является одним из ведущих пианистов-концертмейстеров НГК. Он выступает как концертмейстер и солист в концертных залах Новосибирска, в городах России, Германии, награжден дипломом лучшего концертмейстера на многих престижных конкурсах вокалистов.

О. Б. Крокушанская в 1990‑е гг. отдает предпочтение камерно-ансамблевому исполнительству. Она выступала с солистами НГАТОиБ (среди них народная артистка РФ Т. Ворожцова), участвовала в международных и отечественных фестивалях (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Красноярск, Новосибирск), гастролировала в Югославии в концертах с певицей Л. Гросс-Марич.

Г. А. Пыстин – инициатор активного развития фортепианного ансамблевого исполнительства в Новосибирске. Созданный в консерватории фортепианный дуэт Г. Пыстин – И. Цыганков стал филармоническим коллективом, получил широкую известность во многих странах мира. По инициативе Г. Пыстина в Новосибирске проводятся международные фестивали фортепианных дуэтов, участие в которых неоднократно принимал дуэт Н. А. Вогралик – Е. И. Кирюхина. В концертную работу вуза активно включились молодые преподаватели О. Е. Шитин, А. В. Гребенкин, Е. В. Нестеренко, Е. Л. Суродейкина и Ю. А. Рожкова, лауреаты и дипломанты конкурсов.

Кафедра общего фортепиано вписала свою страницу в 60-летнюю историю НГК. Многочисленные ее ученики продолжают традиции вуза, достойно представляя его в России и далеко за ее пределами. Нередко им приходится работать преподавателями фортепиано или концертмейстерами, подтверждая основательность полученного в НГК образования, свой вклад в которое вносят преподаватели кафедры общего фортепиано.

Н. В. Захаревич



Коллектив / МКС категория

Коллектив / Тип коллектива

Принадлежность к учреждению

Руководитель коллектива (соврем.)

Персоналия / Коллектив (место работы)

Поделиться в социальной сети: