Коллектив: Кафедра теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Коллектив
1476955690.jpg
Название (соврем.):Кафедра теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Название (юридическое):Кафедра теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Очерк

организована в год открытия НГК. Первоначально она объединяла все циклы исторических и теоретических дисциплин и называлась историко-теоретической. Теоретические дисциплины в 1950-е гг. преподавали выпускники ЛОЛГК Л. И. Адам и В. А. Сизко, выпускники московских музыкальных вузов И. Г. Лах­но, С. В. Серебренникова, К. Г. Чесноков. Класс композиции вел профессор М. А. Гозенпуд, инструментовку – композитор Г. Н. Иванов, выпускник ЛОЛГК.. Работа кафедры вначале осуществлялась ректором консерватории, кандидатом искусствоведения, доцентом Н. Ф. Орловым. В сентябре 1957 г. заведующей кафедрой назначена кандидат искусствоведения, доцент Л. Я. Хинчин.

В сентябре 1959 г. кафедра подверглась реорганизации. В результате разделения и специализации курсов соответствующих дисциплин в НГК начинают функционировать две музыковедческие кафедры: теории музыки и композиции, истории музыки. Педагогический состав теоретической кафедры быстро расширяется, интенсивно растет ее творческий потенциал. В 1960-е гг. она укомплектовывается специалистами, приехавшими в Сибирь из Киева, Москвы, Ленинграда, Львова, Минска, Ташкента и других городов. В их числе – музыковеды И. А. Боровский, В. В. Задерацкий, В. М. Калужский, Е. М. Мацокина, О. А. Бочкарева, Г. В. Айвазова, А. П. Мен­тюков и др., композиторы Ю. И. Шибанов, С. П. Баневич и др. Важной вехой в жизни коллектива явилась деятельность Ю. Г. Кона, который поднял работу кафедры на новый качественный уровень, определил развитие ее основных научных направлений на многие годы вперед и подготовил кадры, способные реализовать их в практической деятельности. Его интеллектуальное и профессиональное влияние распространялось далеко за пределы вуза.

Пополнение педагогического коллектива выпускниками столичных вузов происходит и в дальнейшем, однако ведущей становится тенденция его формирования за счет выпускников НГК. В 1960-е гг. работу на кафедре начинают музыковеды Л. В. Александрова, Т. С. Сорокина, Я. Н. Файн, И. Я. Нейштадт, композитор А. Ф. Муров, в 1970-е гг. – музыковеды Г. А. Демешко, А. Г. Михайленко, С. С. Гончаренко, в 1980-е гг. – Т. А. Гоц и К. М. Курленя. В дальнейшем это крупные специалисты, доктора и кандидаты искусствоведения, профессора и доценты, определяющие процессы развития музыкально-теоретической науки в Сибири и подготовки высококвалифицированных кадров.

В 1980-е гг. кафедра пережила вторую реорганизацию: композиторы выделились в самостоятельное кафедральное объединение, в результате чего в 1984 г. музыкально-теоретическая кафедра получила свое современное название – кафедра теории музыки НГК. Пополнение в последующие годы составили молодые музыковеды, выпускники НГК

Масштабное обновление коллектива молодыми музыковедами, недавними выпускниками НГК, произошло в период с 2000 по 2015 г., в их числе – Л. Л. Пыльнева, Ж. А. Лавелина, О. А. Юферова, Н. В. Санникова, А. С. Молчанов, М. Н. Бакуменко, П. А. Мичков. Такие кадровые перестройки гармонично объединили творческий потенциал педагогов разных поколений, не только сохранив, но и повысив уровень научной и учебно-методической работы кафедры.

В разные годы кафедру возглавляли А. М. Гозенпуд (1959–1961), Л. И. Адам (1962), Е. М. Ма­цокина (1963–1964), Ю. Г. Кон (1965–1970), П. Ф. Рубцов (1970–1972 и первая половина 1974), Г. Н. Иванов (1973), Л. В. Александрова (1974/75 уч. год), А. Г. Михайленко (1975–1984), С. С. Гончаренко (1984–1989), Т. С. Сорокина (1989–2013), К. М. Курленя (2013), Ж. А. Лавелина (2014–2018). С 2018 г. руководство кафедрой осуществляет А. С. Молчанов.

В 2019 г. в составе кафедры – доктора искусствоведения, профессора С. С. Гончаренко, К. М. Курленя, доктор искусствоведения, исполняющая обязанности профессора Г. А. Демешко, доктор искусствоведения, доцент Л. Л. Пыльнева, кандидат искусствоведения, исполняющий обязанности профессора А. П. Ментюков, кандидаты искусствоведения, доценты Я. Н. Файн, Т. А. Гоц, Ж. А. Лавелина, О. А. Юферова, А. С. Молчанов, кандидаты искусствоведения, исполняющие обязанности доцента Н. В. Санникова, М. Н. Бакуменко, П. А. Мичков, кандидат искусствоведения, старший преподаватель А. Аймаканова. Высокий научный и педагогический потенциал позволяет кафедре готовить бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов по широкому спектру музыкально-теоретических направлений.

Плодотворна научно-исследовательская работа кафедры. Она отличается интенсивностью, находит выход в докторских и кандидатских диссертациях, монографиях, многочисленных научных сборниках и отдельных статьях. В числе наиболее крупных трудов – монографии: «Декламационно-речевые формы интонирования в музыке ХХ века» (1986) А. П. Ментюкова; «Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века (1997) С. С. Гончаренко; «Диалогические традиции современного отечественного инструментализма» (2002) Г. А. Демешко; «Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст» (2011) Я. Н. Файна; «Инструментальные квартеты Иоганнеса Брамса. Контекст, драматургия, композиция» (2011) Ж. А. Лавелиной; «Повтор. Музыка. Смысл» (2011) А. С. Молчанова; «Карлхайнц Штокхаузен: манифестация творческого кредо композитора в опере “Среда” из цикла “Свет”» (2011) Н. В. Санниковой и др.


1476955690.jpg
Владимир Жуков

Состав кафедры (май 2016)

kafedratheory.jpg

Состав кафедры (июнь 2005 г.)

Коллектив / МКС категория

Принадлежность к учреждению

Руководитель коллектива (соврем.)

Руководитель коллектива (истор.)

Персоналия / Коллектив (место работы)

Поделиться в социальной сети: