Коллектив: "Закрытое предприятие"

Коллектив
1472392098.jpg
Название (соврем.):"Закрытое предприятие"
Дата создания:1986-01-01

Очерк

«Закрытое предприятие» – новосибирская рок-группа, представители «новой волны».

Группа существовала в двух составах: 1986-1989, 1989-1993 (новый состав).

Одна из первых групп за Уралом, и, скорее всего, первая группа в Новосибирске, развивавшая принципы «новой волны». Коллектив был востребован достаточно узкой аудиторией ценителей электронного звучания в рок-музыке. Однако, как показало время, деятельность музыкантов имела большое значение для развития местного рок-движения. В настоящий момент, информацию о нём можно найти (помимо немногочисленных упоминаний в местной периодике и рок-самиздате, в Интернет-ресурсах) в  эн-циклопедиях А. Троицкого «Рок в союзе:60-е,70-е,80-е», «Рок в Союзе: 1990»

Первоначальный состав группы был окончательно сформирован осенью 1986 г. (Андрей Барков – гитара, вокал; Аркадий Головин – клавишные, второй вокал; Николай Дизендорф – бас). Тогда же группа приступила к работе над своим первым альбомом «Комендатура». Во время записи партию ударных прописывали с помощью драм-машины. В декабре 1986 г. к «Закрытому предприятию» присоединился Игорь «Бух» Олешкевич. Творческий процесс создания песен происходил совместно, автором около трети текстов является Н. Дизендорф. В апреле 1987 г. группа выступает на прослушивании в рок-клубе. Получив одобрение комиссии, она сразу же входит в его состав. Именно тогда был закончен первый альбом и небольшим тиражом выпущена его магнитная версия.

Членство в рок-клубе придавало «Закрытому предприятию» определённый статус, позволявший вести активную концертную жизнь, как в городе, так и за его пределами. Коллектив за 7 лет своей деятельности выступал в Барнауле, Иркутске, Москве,  Свердловске, Ленинграде, Братске, Ангарске, Алапаевске. В 1988 г. коллектив принимает участие в Иркутском рок-фестивале, где занимает первое место. В  этот период барабанщиком становится Ренат Вахидов, сотрудничавший с такими командами, как «Бомж», «Техники света», «Промышленная архитектура», «Мужской танец» (коллектив появился после смерти Дмитрия Селиванова и распада «Промышленной архитектуры». Он был создан Олегом Чеховским и Дмитрием Кузьминым из «Чёрного Лукича»), «Путти».

Осенью 1987 г. «Закрытое предприятие» становится одной из групп, входящих в состав «Студии-8». В 1988 г. коллектив записывает свой второй альбом «Конструкция» и снимается на новосибирском телевидении. Выступление и видео-трансляция были выходом на иной уровень общения с аудиторией, круг её был более широк, по сравнению с молодёжью на рок-концерте. Поэтому коллектив доложен был обладать определённой лояльностью и соответствовать нормам цензуры. Не смотря на это, «Закрытому предприятию» удалось сохранить свой стиль и формат, а один из снятых клипов, содержавший кадры советской хроники, на песню «Я никому не должен» всё-таки не был допущен к показу, как идеологически опасный. До распада первого состава (зима 1988-89) группа записала  сейшн совместно с Янкой Дягилевой, который впоследствии получил статус альбома. 

Зимой 1988-89 началась работа над новыми песнями, часть которых потом вошла в альбом 1989 г. «Лето в Вашингтоне», например: «Обиды нет» и «Не удивляйся» (тек-сты Николая Дизендорфа), а в середине 1989 года был сформирован новый состав: Аркадий Головин – автор песен, вокал; Сергей Эксузьян – клавишные, аранжировки; Александр Жуковский – бас-синтезатор. Некоторое время с коллективом также сотрудничала клавишница Галина Климкович, с которой группа записывает новый альбом «Лето в Вашингтоне», а также помогает находившемуся в то время в Новосибирске Нику «Рок-н-Роллу» реализовать собственный материал, вышедший под названием «Полночный пас-тырь».

Продолжая активную концертную деятельность, «Закрытое предприятие» осенью 1989 г. принимает участие в фестивале «Next Stop Rock'n'Roll - 89», организованным Сергеем Бугаёвым. В 1990 г. коллектив отправляется на коммерческие гастроли в качестве «разогрева» с Московской группой «Технология» (техно-поп), продюссируемой Юрием Айзеншписом («Кино») и  стремительно набирающей популярность. «Закрытое предприятие» было выбрано не случайно. На тот момент это была одна из самых профессиональных групп «новой волны» в Сибири. Концерты с успехом прошли в Новосибирске, Барнауле, городах Иркутской области. В 1991 году на Ленинградском телевидении проходили съёмки передачи об электронной музыке, только зарождающейся в России. В ней, наряду с такими музыкантами как: Игорь Селивёрстов, Наталья Ветлицкая, группы «Технология», «Мальчишник» и «Arrival», приняли участие и члены «Закрытого предприятия», представлявшие это направление в Новосибирске.

В целом, начало 90-х стало пиком музыкальной деятельности  коллектива, после которого последовал спад. К 1992-93 г. энтузиазм членов группы угасает по многим причинам, в числе которых может быть названы нежелание подстраиваться под новые стандарты коммерческой музыки, и напрямую связанное с ним общее снижение творческой активности в отечественной рок-среде. Изредка «Закрытое предприятие» выступает с концертами в Новосибирске и области, а последнее выступление состоялось в канун Рождества 1994 г. в клубе «Отдых». 

Характеристика творчества.

Уже с первого альбома «Закрытое предприятие» позиционировало себя как группа «новой волны». Вдохновляясь опытом скорее зарубежных, нежели отечественных адептов, таких как: «The Police», «B 52», Нина Хайген, «Birthday party» , «The Сure» и других, коллективу удалось найти самобытное звучание, тем самым ярко выделившись на фоне остальных новосибирских групп, ведь в музыкальных направлениях «новой волны» большое внимание уделяется именно работе с «саундом» (тембровые особенности, звуковой баланс). Активно используя возможности имеющейся в арсенале драм-машины, а также звукового процессора, с разнообразными «саундовыми» эффектами, музыканты смогли придать каждой композиции свой неповторимый облик. Большое внимание уделяется ритмической составляющей, предполагающей не только внутренний эмоциональный отклик слушателя, но и внешний, физический. Таким образом, акцентируется танцевальная функция музыки. В ряду характерных признаков музыкального стиля «Закрытого предприятия»  могут быть названы: предельная простота формы (куплетная в большинстве композиций) и намеренное избегание виртуозных соло, поскольку, по словам автора, А. Головина,  она является композиционной, а не импровизационной. Акцент ставился на общую звуковую палитру произведения, а не индивидуальные умения музыканта. 

Развитие стиля происходило очень плавно, без каких-либо резких скачков и неожиданных экспериментов, от альбома к альбому прослеживается единая эволюционная линия. Если в первых записях можно ещё услышать гитарное звучание, то в последующих опытах (альбомы «Инфляция», «Лето в Вашингтоне») оно полностью заменяется синтезаторами. Звук становится более насыщенным и плотным, усиливается его эмоциональное воздействие на слушателя. Своего рода гипнотический, заклинательный эффект музыка приобретает с помощью многократных повторов мелодических оборотов, в основе которых лежит интонация опевания  либо острохарактерный ход, построенный на  I V +IV -III ступенях в различных вариантах. Состояние подобное трансу усиливается ритмическим остинато ударных, выдерживаемым, как правило, на протяжении всей композиции. Специфична и вокальная манера исполнения солиста с его носовым тембром, резкими переходами от пения к скандированию текста, временами перерастающего в пронзительный крик, с глиссандо в окончаниях фраз и нечеткой артикуляцией. В целом, как подчеркивалось ранее, инструментальный компонент в сочетании с тембром голоса солиста создает медитативную «саундовую» среду, в которую погружается слушатель.

. Несмотря на то, что авторами слов были несколько человек, в разное время участвующих в группе или сотрудничавших с «Закрытым предприятием», можно говорить о тексте в их творчестве как о целостной художественной системе. Выделить её позволяет наличие нескольких тематических сфер, лирического субъекта – героя, от лица которого идёт повествование, специфический иносказательный язык, с обилием метафор, частыми повторениями отдельных слов-фраз, выдержанный в большинстве песен. Следует сказать о каждом элементе.

Классификация текстов «ЗП» по содержанию даёт следующие, наиболее часто встречающиеся, тематические сферы: 1) Одиночество; 2) Социальная тематика; 3) Странствия; 4) Любовь, которые могут быть представлены в различных комбинациях. Например, сов-мещение тем любви и одиночества в песне «Сонный пляж»:

Ты один, вокруг тебя молчанья сон

Океан, с твоей тоской играет он

Буревестник ночной разбудит вдруг

Память прошлой любви ...

В композиции «Нас мало» – социальная тематика и тема одиночества:

Мы можем творить под покровом дверей

Когда наш мотор хрипит лишь чуть-чуть

Нам двигаться нужно немного быстрее

Как первая проба сладок наш путь

Нас мало.

    Вы любите «левых» агентов Госстраха

Так дайте же нам наш ржавый бубен

Можете плакать, можете ахать

Мы были, и есть, и, наверное, будем

Нас мало …

При более детальном рассмотрении, помимо тематических сфер выделяются наиболее часто повторяющиеся слова-образы: «я», «ты», «сон», «смерть». Это своего рода смысловые категории, с помощью которых раскрывается специфика мировосприятия в творчестве «Закрытого предприятия». Одной из её особенностей является устойчивое повествование от первого лица, что позволяет сказать о герое как о лирическом субъекте, пропускающем всё через призму личностных эмоций. Герой находится в постоянном диалоге с собой, цель которого – самопознание:

Я не терплю мрак –

Я выбираю боль.

Но, за болью пришёл мрак –

Я вышел в дождь,

Я потерял кров.

Но, я видел алмазный дождь!

Либо обращается к слушателю, становящимся непосредственным участником песенно-го действа:

Ты попал в раздвоение пространства,

Навсегда оторвался от прикола.

Ты создал обнищание мещанства,

Это ёмкость для последнего укола.

[…]

Ты не видел и не увидишь,

Ты не видел и не надо .

Миру, окружающему героя, даётся негативная характеристика: мрачные цвета, непонимание со стороны окружающих, постоянный страх. Словно в традициях литературного романтизма, лирическому субъекту предлагается несколько путей бегства от действительности: странствие или сон, временами отождествляемый со смертью . 

Как подчеркивал руководитель группы, автор большинства музыкальных композиций «Закрытого предприятия», играющий на клавишных инструментах, Аркадий Головин, на репетициях всегда была приоритетной работа именно с музыкальной составляющей, и именно ей уделялось больше внимания. Текст, призванный в первую очередь дополнять образно-эмоциональный строй музыки, так же обладает самостоятельностью и художественной ценностью.

Альбомы: сингл «Сонный пляж» 1986, «Комендатура» 1987, «Инфляция» 1988, «Кон-струкция» 1988, «Лето в Вашингтоне» 1989, «ЗП» 1990.

Борзых Д.С.



Коллектив / МКС категория

Коллектив / Тип коллектива

Коллектив / Состав коллектива

Географический пункт современный

Географический пункт создания

Поделиться в социальной сети: