Коллектив: "Ломбард"

Коллектив
1472390410.jpg
Название (соврем.):"Ломбард"

Очерк

«Ломбард» - новосибирская рок-группа, участники которой стали зачинателя рок-движения в Новосибирске. Состав группы начал формироваться в конце 70-х гг., когда у звукорежиссёра НЭТИ Александра Кириллова возникла идея создания коллектива, исполняющего собственные песни на русском языке в популярном на то время стиле хард-рок. Репетиционная база, расположенная на радиотехническом факультете (РТФ), стала местом, где постоянно собирались студенты, увлечённые рок-музыкой и желающие играть. Так был собран первый состав «Ломбарда», в который вошли: Владимир Бугаец – гитара, Геннадий Пестунов – бас, Виктор Чаплыгин – ударные, Андрей Циневич – клавишные. Позже, в процессе работы над стилем звучания, на ударных стал играть Владимир Исаков, а на клавишных – Александр Чумаков. Периодически в группе играл Юрий Наумов, студент НМГУ, который начинал репетировать вместе с «Ломбардом» в качестве вокалиста и с ними же периодически исполнял на концертах песни собственного сочинения. Участники коллектива не имели музыкального образования, но большое внимание уделяли самообразованию, регулярно занимаясь на инструментах, читая соответствующую теоретическую литературу. Первые выступления группа давала в концертном зале НЭТИ и на танцевальных вечерах, чего требовал формат коллектива художественной самодеятельности при учебном заведении. Затем «Ломбард» стал играть на рок-концертах и фестивалях, многократно увеличивая число своих слушателей, на то время, состоящего преимущественно из студентов НЭТИ и РТФ, в частности.

С самого начала своей деятельности музыканты считали приоритетным качественное и яркое исполнение, а не коммерческий интерес. Акцент ставился на выработку индивидуального стиля, не имевшего аналогов. Этот чрезвычайно важный творческий принцип позволил коллективу за короткое время быстро достигнуть определённых вершин и на своём личном примере доказать необходимость тщательной работы над собственным звучанием. 

За своё относительно недолгое, четырёхлетнее существование, группа записала два альбома. Первый не имеет названия, и был записан спонтанно, «интереса ради», во время одной из репетиций на магнитофон. Ко второму альбому «Переступив порок», датируемому 1983 годом, коллектив подошёл более серьёзно, подыскав качественную аппаратуру и поработав над определённой эстетической концепцией сборника.

Творчество «Ломбарда» вызывало большой ажиотаж среди поклонников рока, на концертах группа собирала самую большую аудиторию. Поэтому ими вскоре заинтересовались партийные работники, установившие бдительный контроль над музыкантами. Их альбом «Переступив порок» позже демонстрировался на выставке достижений КГБ, как конфискованный диверсионный объект.

Не смотря на постоянный прессинг со стороны официальной власти, группа продолжала регулярно выступать на различных площадках города Новосибирска. Необходимо от-метить такие знаковые события как фестивали «На ступенях», проходивший в НЭТИ, «Рок за мир» (5.05.1983) и другие. Последнее выступление группа дала на фестивале «На крыльце» летом 1985 года в ДК им. Кирова, где Юрием Наумовым была исполнена аллегорическая песня, высмеивающая советский режим .

Она стала решающей в вопросе существования «Ломбарда». После фестиваля начались гонения, приведшие к распаду коллектива, переезду Наумова в Ленинград, а затем и эмиграции в США. Однако оставшиеся музыканты некоторое время продолжали играть в других коллективах и направлениях, как например, Владимир Бугаец, образовавший джаз-рок группу «Комитет по спасению заблудших альпинистов». Он, так же, некоторое время играл в составе «Калинова моста».

По праву значение «Ломбарда» для Новосибирска приравнивают к значению «Урфина Джюса» для Свердловска или «ДДТ» для Уфы. Именно вокруг этого коллектива начали собираться поклонники рок-музыки, именно «он стал фундаментом, на котором впослед-ствии выстроился весь новосибирский рок» (В. Мурзин).

Стиль и эстетика группы формировалась под воздействием таких западных корифеев как «Led Zeppelin», «Deep Purple», гитариста-виртуоза Джимми Хендрикса. Однако прямые заимствования и аналогии с ними категорически отвергались, установка была на патентно-чистое, оригинальное творчество. В силу того, что записи зарубежных исполните-лей было очень трудно достать, их технические приёмы игры, служившие школой для тех же столичных музыкантов, для новосибирских были в большей степени личным открытием.

Работа над композициями происходила совместными усилиями, непосредственно на репетициях, причём музыкальной составляющей уделялось большее внимание, текст нёс лишь дополнительную смысловую нагрузку . Что касается структуры, то песенная форма категорически отвергалась как тривиальная, примитивная, шлягерная по своей сути, не-способная донести сложное смысловое содержание, к которому стремились музыканты. Они так же кропотливо вырабатывали своё собственное «патентно-чистое» звучание. Если кто-либо из участников группы предлагал идею, а остальные замечали её сходство с другим коллективом, то она моментально отвергалась.

Зачастую, стиль группы определяется как хард-рок. И действительно, в музыке «Лом-барда» можно найти характерные для него черты. Это перегруженное рычащее звучание гитары, т.н. «овердрайв», значительная роль ритм-секции – бас-гитары и ударных. Музы-канты так же не отказываются от техники риффов (повторение коротких мелодических фраз у гитары и баса), но преимущество было на стороне виртуозных и ярких соло. И, хоть по утверждению членов группы, лидера у «Ломбарда» не было, но по факту выходит, что стиль коллектива зависел именно от того, как и что играет гитарист.

Владимир Бугаец стремился создавать полистилевые композиции, в которых перепле-тались различные направления. Поэтому становится понятным нежелание самих членов группы ограничивать свой стиль конкретным названием, ведь в нём можно обнаружить не только черты хард-рока, но и арт, симфо, прогрессив-рока. Музыка «Ломбарда» содержит своеобразные исторические ретроспективы в музыку Средневековья: интонационно-ладовые (характерные мелодические и гармонические обороты, особенности фактуры) и тембровые (использование звучания органа). Помимо этого, встречаются рок-н-ролльные и блюзовые звучания (ладовая и рифовая пентатоника, шаффл-ритм). 

Группу составляли музыканты, обладающие высокой исполнительской техникой, поз-волявшей создавать виртуозные развёрнутые инструментальные рок-композиции, что и по сей день в Новосибирске встречается довольно редко. На концертах их исполнение чередовалось с исполнением песен, что придавало выступлению «Ломбарда» формат своеобразной творческой встречи. Слушатели имели возможность погрузиться в собственные музыкальные рефлексии, не скованные текстовыми рамками.

Инструментальная композиция «В безбрежности»  иллюстрирует, как несколько стилей могут совмещаться в рамках одного рок-произведения. Она исполняется дуэтом гитар – электро, ведущей мелодическую линию и акустической, выполняющей функцию гармонического сопровождения. Форма состоит из нескольких разделов,  различающихся по характеру музыкального материала. Первый из них вызывает ассоциации со средневековыми лютневыми наигрышами, завершаясь чётким каденционным оборотом. Во втором за основу берётся мелодическое движение по минорной пентатонике, которое плавно перетекает в импровизацию по звукам лидийского звукоряда, составляющую третий, самый развёрнутый по протяжённости раздел. Здесь явно слышен колорит восточной мелодики, которой увлекался автор – Владимир Бугаец.

Песни «Ломбарда» также характеризуются сочетанием разных стилистических направлений, импровизационностью, за счёт которых музыкальное полотно разрастается до значительных масштабов. Допустим, композиция «Переступив порог» длится около десяти минут, причём большую часть времени звучит инструментальная музыка без вокала, поскольку, как уже говорилось выше, текст выполнял функцию дополнения. Однако это вовсе не значит, что он не нёс в себе смыслового содержания. В текстах затрагивались актуальные проблемы поиска своего «Я» («Ты не мог поверить», «Люди бывшие птицы», «Мне выпало в жизни»), противопоставления его с враждебной действительностью и пути бегства от неё («Если шагнуть из заколдованного круга»). При всей несомненной ценности вербального компонента, первичной оставалась музыка, что характерно для стиля хард-рок, как зарубежного, так и его отечественного аналога.

В целом, творчество группы «Ломбард» задало очень высокую планку всему последующему новосибирскому року, став своего рода эталоном для остальных коллективов. Критерий профессионализма стал определяющим и в новосибирском рок-клубе, возникшем уже после распада группы.

Борзых Д.С.



Коллектив / МКС категория

Коллектив / Тип коллектива

Географический пункт современный

Географический пункт создания

Поделиться в социальной сети: