Джаз

ДЖАЗ В СИБИРИ. Джаз (англ. jazz) – род муз. иск-ва, возникшего в кон. XIX в. на юге США (Нью-Орлеан, Луизиана). После окончания Первой мировой войны Д. начинает распространяться в странах Зап. Евр., затем и в СССР. Здесь его существование во многом определялось неустойчивостью идеологич. установок, к-рые колебались от запрета до подчеркивания «революционного» характера этого вида творчества. В Сиб. первые Д. коллективы появились в кон. 1920-х гг. (июнь 1928, джаз-ансамбль в нем. поселке-колхозе «Блюменфельд», Рубцовский р-н Сиб. края, ныне Алт. край). С нач. 1930-х гг. в большей степени джаз. тенденции проявились в адм. центрах Сибири: Новосибирске (Зап.-Сиб. край) и Иркутске (Вост.-Сиб. край), где вокруг мест. радиокомитетов сконцентрировались значит. по тем временам силы проф. музыкантов и существовали развитые формы муз. жизни. Тогда же появляются первые упоминания о Д. в сиб. печати (1932) и проходят первые гастрол. выступления (окт. 1930 – оркестр Л. Теплицкого из Ленинграда).

Первыми зарубеж. коллективами, выступав. в сиб. городах, были Чешский джаз-оркестр О. Скутецкого (дирижер А. Зиглер) и «Фабиан Синкопэйторс» из Голландии (лето 1936). В предвоен. десятилетие (1932–41) для сов. Д. характерно развитие традиций мюзик-холльного, эксцентрич. по формам эстрадно-танц. музицирования, наглядным примером к-рого стала практика теа-джаза Л. Утесова (кинофильм «Веселые ребята»). Д. коллективы чаще всего существовали как часть системы общест. питания, профсоюз. клубных учреждений и кинотеатров. Их гл. задачей являлось обслуживание «танцевальных» частей праздников, досуга трудящихся (ансамбли и оркестры Б. Клотова, М. Бреслера, З. Хазанкина, И. Рябцева, А. Кулика). Репертуар. часть этих выступлений была, как правило, вторична, социальный статус музыкантов значительно ниже их коллег по «традиционным» видам музыки. Годы Вел. Отечеств. войны стали для сиб. городов временем небывалого культур. прорыва за счет огром. кол-ва эвакуирован. предприятий и учреждений культуры. Среди них были и Д. коллективы из Москвы и Ленинграда (Л. Утесова, Г. Гольда, Э. Рознера, Г. Варсы). После окончания войны Д. в СССР и в Сиб. переживает одну из самых драм. страниц своего существования. До 1957 (VI Всемир. фестиваль молодежи и студентов в Москве) он находился на грани легального существования, заменив свое родовое название на «эстрад. музыку». В кон. 1950-х гг. местом для появления новых Д. коллективов в стране и Сиб. становятся престижные вузы, обладавшие высококвалиф. научно-пед. кадрами, развитой материал. базой и интеллектуально активным студ. контингентом. По-прежнему традиц. прибежищем Д. были оркестры и ансамбли ресторанов и кинотеатров. В 1950–60-е гг. начинается интенсивное освоение вост. р-нов страны. Массы квалиф. кадров перемещаются в города Сибири, в т. ч. новые, такие как Ангарск, Братск, Усть-Илимск. В Новосибирске создается Сиб. науч. центр и строится Академгородок, открывается Новосиб. консерватория и симф. оркестр (1956). Большую роль в развитии Д. музицирования играет высокий уровень подготовки исполнителей на духовых инструментах в школах муз. воспитанников и, как следствие, высокий уровень исполнительства воен. духовых оркестров. Большая, чем в предыдущие годы, информац. свобода дает возможность помещать материалы в СМИ. В 1959–61 на мест. каналах проходят первые радио-телепередачи о Д. Возрожден. к жизни столичные Д. коллективы начинают активно гастролировать по городам Сибири и Д. Востока (оркестры А. Варламова, О. Лундстрема, Б. Ренского, Э. Рознера, Г. Габискерна, Р. Мельдера). Пальму первенства в развитии Д. музицирования в эти годы забирает Новосибирск, признанный науч. и культ. центр Сибири. Здесь организованы первый джаз-клуб «Спектр», джаз. кафе в клубе «Под интегралом» (оба в Академгородке). После первого Д. фестиваля в Новосибирске (дек. 1965) проходят фестивали в Красноярске, Томске, Абакане, Барнауле и Новокузнецке. В эти годы на Д. сцену Сибири выходит большая группа музыкантов, определивших его развитие на ближ. десятилетия: пианисты В. Носов, В. Виттих, С. Муравьев, В. Аксенов; саксофонисты Ю. Кальниц, В. Захаревич, В. Есенин, Э. Бранзбург, М. Евтушенко; трубач В. Горохов, тромбонист В. Савинов, гитарист Е. Втюрин, вибрафонист И. Уваров, контрабасисты В. Хрущев, В. Степанов, О. Булатов, С. Ицкович, Ю. Филимонюк, А. Юстас; барабанщики В. Рязанов, С. Беличенко, Н. Филоненко, А. Селиванов.

Осн. формами музицирования в 1970–80-е гг. становятся: биг-бэнд (оркестр В. Бударина), диксиленды и многочисл. малые ансамбли «комбо». В разряд эксперимен. групп можно отнести коллективы С. Беличенко, В. Толкачева. В. Юкечева, В. Исаева, В. Высотина (Новосибирск), В. Гайворонского (Кемерово), В. Русакова, Д. Ерилова (Томск), Б. Толстобокова (Красноярск), А. Куца (Абакан). Однако практика «свободного джаза» в Сибири парадоксально демонстрировала соединение свежих творчес. идей с отсутствием подлинной проф. школы инструм. исполнительства. Осн. масса сиб. музыкантов обладала крепкими профес. навыками и была ориентирована на традиц. джаз. ценности. Это саксофонисты А. Немудров, Б. Балахнин (Новосибирск), братья Лавровы (Иркутск), В. Панфилов, В. Хвилько (Кемерово), В. Винницкий (Омск), В. Маевский (Абакан), И. Устинов (Красноярск), В. Бондаренко (Хабаровск), тромбонисты В. Бударин, А. Султанов (Новосибирск), трубачи И. Широков, О. Земцов (Новосибирск), Г. Калинин (Нижневартовск), В. Русинов (Красноярск), пианисты И. Дмитриев, В. Лагутин, И. Гулый, А. Буш (Новосибирск), Ю. Шерстюк (Кемерово), Б. Экслер (Барнаул), И. Дадаян (Красноярск), Д. Агафонов (Иркутск), гитаристы В. Мацуев, В. Литвинов, Е. Цаль (Новосибирск), Ю. Матвеев (Иркутск), басисты П. Ржаницын, С. Панасенко, Ю. Евтропов (Новосибирск), С. Шуранов (Кемерово), А. Мингалев (Красноярск), барабанщики В. Кокалин, М.Зуев, С. ковенко, С. коморохов, Е. еревалов (Новосибирск), В.Зубицкий, Б. Подлипьян (Кемерово), С. Кушилкин (Иркутск), С. Тарханов (Красноярск). Конц. практика этих музыкантов характеризуется включением в репертуар композиций, основан. на элементах муз. фольклора народов Сибири.

Кон. 1970-х гг. в Д. культуре Сиб. характеризуется усилением тенденции профессионализма. Отчетливо прослеживаются две составляющие. Первая – появление системы проф. подготовки Д. музыкантов: в 1978 в Новосиб. муз. уч-ще (ныне муз. колледж им. А.Ф. Мурова) открылось первое в Сиб. эстрадно-джаз. отделение. Позже аналогич. отделение открылось в Иркут. муз. уч-ще (рук. В.В. Романенко). В ряде ин-тов культуры (в первую. очередь в Кемеровском) работают факультеты, готовящие руководителей эстрадно-джаз. коллективов. Вторая – последовательное усиление роли гос. конц. орг-ций (филармоний) в гастр.-конц. деят-сти, в организации Д. абонементов, создании собств. Д. коллективов. Так, в 1978–79 Новосиб. филармония впервые проводит абонемент Д. музыки силами исключительно мест. музыкантов. Эта практика была затем продолжена в Красноярске, Кемерово, Томске, Новокузнецке.

Кон. 1980-х гг. и послед. годы демонстрируют новые тенденции. В первую очередь увеличивается число музыкантов, гастролир. как по странам СНГ, так и в США и в Зап. Европе. Возможность музицировать с зарубеж. коллегами не только поднимает творчес. уровень сиб. музыкантов, но и расширяет творчес. контакты. Появляются первые грамзаписи сиб. джаза, начинаются выезды сиб. музыкантов за рубеж (Швейцария, Финляндия, США, ФРГ, Франция). Междунар. Д. фестивали становятся естест. частью конц. жизни (Новосибирск). В 1980–90-е гг. появляются новые группы и лидеры. Выделяется творчество таких музыкантов, как А. Лобанов (труба), О. Голюнов, А. Салтанов, В. Кищенко (тромбоны), В. Тимофеев, А. Турыгин, А. Кравчук, Н. Панченко, Е. Голованов (саксофоны) Е. Гимер, А. Подымкин, Е. Серебренников, Р. Столяр, В. Шилин, Т. Сиднева, А. Пыстин (рояль), М. Панарин (гитара), О. Петриков, Д. Аверченков, Р. Гаджиев, В. Третьяков (контрабасы), В. Кирпичев, В. Лещинский, А. Федотов (ударные), Н. Соболева, В. Чековая (вокал), биг-бэнды В. Толкачева и А. Радченко, «Сибирский диксиленд» Б. Балахнина.

В посл. годы XX – нач. XXI в. во мн. сиб. городах возникло обширное информац. пространство, включ. газеты, радио и телевидение, цифровые записи. Концерты, фестивали, различ. мероприятия, проводившиеся в Сиб., привлекали внимание практически всех Д. музыкантов огромного региона от Урала до Владивостока. Появился проф. Д. менеджмент, проф. Д. творчес. объединения. Постоянно действ. центры Д. сформировались в Томске, Красноярске, Новокузнецке, Барнауле, Ангарске. Происходят всерос. и междунар. Д. фестивали с преимущественным участием сиб. Д. музыкантов, развивается система образования в т. ч. начального.

В.М. Калужский

Произведение / МКС категория

Учреждение / МКС категория

Персоналия / МКС категория

Поделиться в социальной сети: