Персоналия: Майзель

Персона
1479910172.jpg
Фамилия:Майзель
Имя и отчество / Имя:Борис Сергеевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1907-06-17
Дата смерти (год, месяц, день):1986-07-09

Очерк

Композитор.

В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции М. Штернберга и П. Рязанова.

С 1945 года работал в Москве.

Ему принадлежат 5 балетов, из которых 2 написаны в соавторстве с бурятским композитором Ж. А. Батуевым

9 симфоний, симфония-рапсодия, 6 симфонических поэм,

концерты, камерные опусы.

В Бурятии совместно с Ж. А. Батуевым были написаны "Во имя любви" (либр. М. Заславского и Л. Линховойна) и "Золотая свеча" (либр. Х Намсараева и Г. Цыдынжапова), а также 2 редакция оперы "Анда Нухэд" в соавторстве с Д. Д. Аюшеевым.

Балет «Во имя любви» Батуева–Майзеля стоит поставить особняком. По сути, если не считать танцевальных массовых сцен в музыкальных драмах и оперных спектаклях (подобных мистерии Цам в «Баире», танцам в «Энхэ…», «Анда…», «Нюргуне…»), это первый балет, замысел и частичная реализация которого осуществлена национальным сибирским композитором. Небольшие хореографические постановки и танцевальные сюиты уже писались, появлялись работы наподобие балетной сцены «Альчур» («Платок»), написанной Г. Г. Дадуевым в соавторстве с балетмейстером Т. Е. Гергесовой на основе игровой хореографии и соответствующих мелодий. Однако здесь мы имеем дело с первым крупным сочинением, в котором состоялась попытка индивидуализации образов, а содержание, сюжетная основа, драматургия, образные сферы созданы языком жеста, пластики и музыки.

Идея и сюжет балета были предложены Л. Л. Линховоином, а доработка либретто сделана балетмейстером М. С. Заславским. Источником ее стал не какой-либо конкретный сюжет, характерный для традиционной культуры, а ряд фольклорных мотивов, связанных с жизнью и бытом Забайкалья XVII века. Балет отличается яркостью музыкальных образов, действенностью, связью с песенным и танцевальным фольклором, наличием красочных обрядовых сцен, весьма подходящих к сценической реализации: например, танец шамана во второй картине, свадебный обряд, включающий танец с блюдом, и др. Если в операх хореографические вставки иной раз выглядели дивертисментами, замедляющими действие, то в балетном спектакле была достигнута большая органичность их с действием за счет единства языка всего сочинения. Для музыкального ряда характерна изобразительность, имитация звучаний народных инструментов, особенно заметная, например, в танце шамана, – это обусловлено и фольклорной эстетикой, и самой идеей балета, которая требует выпуклых, ясных по семантике музыкальных характеристик. Использовано обогащение колористических возможностей оркестра благодаря введению чанзы, и тому подобных инструментов.

Работа над балетом велась композиторами совместно, по намеченному ими плану: был отобран цитатный материал, фольклорные источники и каждый из создаваемых эпизодов обсуждался соавторами. Однако в партитуре вполне узнаваема рука каждого из композиторов. С современных позиций это достаточно очевидно, так как и предыдущие опыты, и преемственность последующих поколений бурятских авторов позволяет отметить характерные для складывающейся школы методы. Определенные черты стиля говорят о творческом почерке Б. С. Майзеля: в балете активно использовано тональное развитие и семантика отдельных тональностей, что явно отсутствовало в палитре выразительных средств Ж. А. Батуева, если судить по его ранним сочинениям. Вероятно, Б. С. Майзелю же принадлежала идея и реализация системы основных образных сфер, в которой, несмотря на связь с бурятским фольклором, ощущается привычная для европейских школ тонально-гармоническая основа. В сочинении наблюдается и отход от прямых переносов жанров фольклора в партитуру, свидетельствующий об индивидуализации музыкального мышления и о несомненном сотворчестве двух композиторов. Если в хореографических сюитах бурятских авторов того периода обычно ёхор внедрялся в своей собственной функции, то в анализируемом балете ёхорные ритмы включены в качестве характеристик отдельных образов или в контекст сцен, сюжетно не связанных с исполнением танца. Например, тема, характеризующая сферу положительных образов, построена на синтезе ёхорного наигрыша и народной песни «Деревья в горах».  Мастерски сделанные трансформации образов, происходящие в процессе действия, варианты тем, отражающие повороты сюжета и отвечающие сценической ситуации, также больше ассоциируются с опытом Б. С. Майзеля (к тому времени уже автора балета «Снежная королева» и четырех симфоний), чем с почерком молодого Ж. А. Батуева. Последним же, несомненно, был выбран и предложен фольклорный материал для всего сочинения и прописаны обрядовые сцены.

В целом балет принадлежит к числу удачных – отдельные номера вошли в репертуар, в 1959 году была издана Сюита из балета



Персоналия / Произведение

Творческое, научное, религиозное событие / Персоналия

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Музыкальное мероприятие

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия