Персоналия: Гвоздев

Персона
1490000786.jpg
Фамилия:Гвоздев
Имя и отчество / Имя:Алексей Владимирович
Пол:Муж
Ученые звания:Профессор

Очерк

В 1970 г. окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки профессора М.Б. Питкуса, в 1984 г. – ассистентуру-стажировку этой же консерватории.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Скрипичное творчество И. Брамса» по специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство» (ЛГК имени Н.А. Римского-Корсакова).

В 2015 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача» по специальности 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (НГК имени М.И. Глинки).

Педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины: 

Специальный класс скрипки в бакалавриате, специалитете, магистратуре, ассистентуре-стажировке на кафедре струнных инструментов Новосибирской консерватории.

Педагогическая практика в бакалавриате, специалитете, магистратуре и ассистетнтуре-стажировке.

Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты).

Исполнительская деятельность

А.В. Гвоздев выступал в России и за рубежом в качестве солиста с симфоническими и камерными оркестрами, а также в составе струнного квартета Новосибирской консерватории; проводил мастер-классы в Германии, Японии, Республике Корея и др.; участвовал в работе жюри международных конкурсов скрипачей, среди которых: XIII Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Москва, 2007; X и XI Международные конкурсы юных скрипачей им. К. Липиньского и Г. Венявского, Люблин (Польша), 2006–2009; I–VIII Международные конкурсы юных скрипачей, Новосибирск, 1995–2016 и многие другие.

Ученики и студенты класса свыше шестидесяти раз становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов скрипачей, выступали во многих концертных залах нашей страны и за рубежом, имеют записи на CD и DVD.

Сфера научных интересов

Научно-исследовательская деятельность А.В. Гвоздева связана с вопросами западноевропейского скрипичного искусства XIX века, а также с проблемами методологии и теории скрипичного исполнительства и педагогики. Кандидатская диссертация посвящена комплексному образно-стилистическому и драматургическому анализу скрипичных сочинений И. Брамса, а также принципов интерпретации этих сочинений в контексте скрипичного творчества композитора. В докторской диссертации осуществлено комплексное исследование фундаментальных вопросов исполнительской техники скрипача в широком контексте современных данных различных наук – музыкознания, эстетики, общей психологии и психологии музыкальной деятельности, психофизиологии, биомеханики.

Публикации

Книги, учебные пособия, программы

  1. Изучение произведений крупной формы в старших классах ДМШ. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1992. – 139 с.
  2. Исполнительское мастерство скрипача в контексте игровых ощущений. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – 237 с.
  3. Исполнительская техника скрипача и проблемы игровых ощущений. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2013. – 365 с.
  4. Исполнительская техника скрипача. Методология. Теория. Практика. Монография. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2014. – 316 с.
  5. Гвоздев, А.В., Гвоздева, О.В. История создания Скрипичного концерта И. Брамса:Творческое сотрудничество И. Брамса и Й. Иоахима. Монография / А.В. Гвоздев, О.В. Гвоздева. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2017. – 83 с.
  6. Основы исполнительской техники скрипача: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 050900 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов: оркестровые струнные инструменты). Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2004. – 210 с.
  7. Гвоздев, А. В.Баскина, Е. В. Специальный класс скрипки (Программа для Музыкального лицея НГК) / А. В. Гвоздев, Е. В. Баскина. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1998. – 31 с.

Научные статьи

  1. Скрипичный концерт И. Брамса в аспекте творческого содружества композитора и исполнителя // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: межвузовский сборник трудов. – Новосибирск: Новосибирская гос консерватория, 1987. – Вып. 5. – С. 130–147.
  2. Современные принципы интерпретации скрипичного концерта И. Брамса // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства: сборник научных трудов. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1988. – С. 31–43.
  3. О технической подготовке учащегося к работе над музыкальным произведением // Как учить играть на скрипке в музыкальной школе: мастер-класс. – М.: Изд. дом Классика-XXI, 2006. – С. 181–203.
  4. Скрипичный концерт Дж.-Б. Виотти № 23 соль мажор, 1 часть // Вопросы музыкознания: сборник статей. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – Вып. 11. – С. 90–117.
  5. Некоторые вопросы исполнения аккордовой фактуры на скрипке // Вопросы музыкознания: сборник статей. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. – Вып. 11. – С. 118–136.
  6. Гвоздев, А., Гвоздева, О. Некоторые проблемы звукоизвлечения на скрипке / А. Гвоздев, О. Гвоздева // Музыкальное исполнительство и педагогика: сборник статей. – Томск: ТОУМЦКИ, 2006. – Вып. 1. – С. 59–72.
  7. Bazanova, O. M., Gvozdev, A. V., Mursin, F. A., Verevkin, E. G., Shtark, M. B. EEG – EMG – Dimensionality of the musical performance / O. M. Bazanova, A. V. Gvozdev, F. A. Mursin, E. G. Verevkin, M. B. Shtark // Cognitive Processing: International Quarterly of Cognitive Science: Understanding and Creating Music. – Volume 4 – Issue 3 / 2003. – p. 33–46.
  8. Вспомогательные движения в исполнительской технике скрипача // Музыка и время. – М.: «Научтехлитиздат», 2006. – № 6. – С. 25–29.
  9. О роли психологической установки в процессе формирования скрипача // Идеи и идеалы: научный журнал. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – № 1 (11) т. 2. – С. 80–92.
  10. Некоторые вопросы интерпретации музыки // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа: Изд-во УГАИ, 2012. – № 1 (10). – С. 88–92.
  11. О единстве технического и художественного начал в процессе самостоятельных занятий скрипача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. – Т. 14, № 2 (2). – С. 502–508.
  12. Исполнение аккордовой фактуры на скрипке в связи с задачами интерпретации музыки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 – № 146. – С. 144–152.
  13. Об игровом движении скрипача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. – Т. 14, № 2 (3). – С. 811–817.
  14. Звукоизвлечение на скрипке в связи с задачами художественного исполнения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012 – № 151. – С. 173–183.
  15. Некоторые проблемы формирования исполнительских навыков скрипача // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа: Изд-во УГАИ, 2012. – № 2 (11). – С. 75–79.
  16. Смены позиций при игре на скрипке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – № 152. – 114–124.
  17. К вопросу о пальцевой технике левой руки скрипача // Музыковедение: ежемесячный научный журнал. – М.: «Научтехлитиздат», 2013. – № 3. – С. 33–40.
  18. К вопросу о роли неосознаваемых факторов в интерпретаторской деятельности скрипача // Вестник Орловского государственного университета: федеральный научно-практический журнал. – № 1(36), 2014. – С. 184–188.
  19. Некоторые проблемы скрипичного vibrato в связи с задачами художественного исполнения // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014. – № 3. – С. 117–126.
  20. Некоторые проблемы организации правой руки скрипача в свете задач художественного исполнения // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. – № 2 (45), апрель 2014. – С. 307–310.
  21. О роли координационных структур в исполнительской технике скрипача // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014 – № 5. – С. 88–97.
  22. Об игровых ощущениях скрипача // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2014. – № 6. – С. 54–62.
  23. Некоторые аспекты творческого содружества И. Брамса и Й. Иоахима // Вестник музыкальной науки: искусствоведение, культурология. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2016. – С. 32–38.

Научное редактирование 

Фельдгун, Г.Г. История смычкового искусства: от истоков до 70-х годов XX века: Лекционный курс для студентов оркестрового факультета музыкальных вузов. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высшего профессионального образования в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство» / Г.Г. Фельдгун. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2006. – 500 с. 

Отзывы на научные работы 

Векслер К.И. Исследования. Методические труды. Эссе: Сб. статей к 60-летию педагогической деятельности – Петрозаводск: Изд-во Verso, 2015. – 142 с. 

Отзывы на авторефераты диссертаций

Гладкая Н.В. Отто Федорович фон Тидебель – музыкант-просветитель русской провинции. Канд. диссертация. – С-ПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2003.

Мартышева М.В. Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания. Канд. диссертация. С-ПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2011.

Ситдикова Ф.Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Магнитогорская гос. консерватория, 2012.

Научно-организационная деятельность

С 1916 года принимает участие в проведении защит докторских и кандидатских диссертаций в диссертационном совете по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство при Новосибирской консерватории.



Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Коллектив (место работы)

Ученые степени

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Персоналия / Учреждение (место учебы)